Мы продолжаем раскрывать новую информацию о бывших бойцах расформированного украинского спецподразделения «Беркут» на службе диктатуры в России и Беларуси.
Во второй части география расследования значительно расширяется. Бывшие бойцы спецподразделения «Беркут» обнаружены не только в Минске, но и в других регионах. В рамках расследования впервые представляем информацию о бывшем «беркутовце» из Одессы, который ныне служит в рядах минского ОМОНа.
Читайте также: Специальное расследование: что защищает «Беркут» в Беларуси. Часть I
Не только Минск
В результате изучения аккаунтов в соцсетях упомянутого в первой части расследования Дмитрия Анцупова на территории Беларуси был обнаружен его коллега, боец николаевского спецподразделения «Беркут» Владимир Дидык. В своем аккаунте в «ОК» Анцупов назвал Дидыка коллегой.
Дидык Владимир Владимирович (укр.: Дідик Володимир Володимирович)
Родился 3 августа 1988 года в селе Антоновка Новоодесского района Николаевской области (Украина). Окончил Николаевский политехнический колледж. После демобилизации был принят в роту милиции особого назначения (РМОП) «Беркут» при Управлении МВД Украины в Николаевской области. После победы Революции Достоинства бежал с семьей в Беларусь. Предположительно служит в ОМОНе УВД Гомельского облисполкома.
Идентифицирован на групповых фотоснимках с коллегами из николаевского «Беркута».
Владимир Дидык отмечен кружком. Слева и справа от него — фигуранты первой части расследования минские омоновцы Сергей Панасенко и Николай Стагарняк
Судя по погонам на фото, Владимир Дидык на этот момент носил звание сержанта милиции.
Также Дидик обнаружен на снимке со свадьбы бойца николаевского «Беркута» Артема Мельниченко, который в 2017 году уволился из правоохранительных органов.
В отличие от большинства сбежавших в Беларусь бойцов николаевского «Беркута» Дидык живет не в столице или ее окрестностях, а в Гомеле.
Владимир Дидык с дочерью во время праздничного шествия в честь Дня Победы на ул. Советской в Гомеле, 9 мая 2016 года. На заднем плане виден гомельский Дом профсоюзов
В ходе изучения открытых источников имя Владимира Дидыка было обнаружено в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Железнодорожном районе Гомеля.
Решением районной администрации от 6 июня 2017 года он был поставлен в общую очередь. С помощью онлайн-сервиса Гомельского облисполкома можно выяснить, что по состоянию на июль 2020 года Владимир Дидык находился в очереди на жилье под №14370.
Эта официальная информация дополнительно подтверждает дату рождения Дидыка.
Условия постановки в очередь на получение жилья предусматривают ежегодную проверку – подтверждение статуса в органах местного самоуправления по месту прописки. Интересно, что администрация Железнодорожного района Гомеля открыла для свободного доступа даже полный адрес проживания бывшего беркутовца в одном из общежитий ЖК «Сельмашевское».
Согласно белорусскому законодательству, граждане, прописанные в общежитии и стоящие в очереди на получение жилья, должны фактически проживать по месту прописки. Чтобы подтвердить это, исполком даже запрашивает письменные свидетельства соседей или коменданта общежития. Получается, что как минимум с 2017 года до недавнего времени Владимир Дидык проживал в Железнодорожном районе Гомеля.
Осенью 2020 года Дидык выбыл из общей очереди. Наиболее вероятная причина – получение жилья по месту работы. Закон позволяет стоять в очереди на жилье одновременно и по месту жительства, и по месту работы. Кроме того, сотрудники МВД имеют преимущественное право на получение служебного жилья. Также известно, что после 5-7 лет службы в ОМОНе бойцы получают собственное жилье.
С Владимиром Дидыком может быть связана история, произошедшая в Гомеле с украинским мигрантом Евгением Кириченко, который в 2014 году из-за угрозы наступления российских войск вывез свою семью из Донецкой области в Беларусь.
Вечером 11 августа 2020 года Кириченко был задержан гомельским ОМОНом в центре Гомеля как «митингующий» и помещен в микроавтобус «Газель». После того как Кириченко сказал, что он украинец, его перевели в автозак, где находились 8-10 человек в черной форме без знаков различия.
11 августа 2020 года в Гомеле прошли массовые задержания не только протестующих, но и случайных людей / Видео с сайта gomel.today
По словам Кириченко, его оскорбляли, спрашивали, сколько ему платят и кто его координатор, затем повалили на пол и сильно избили. Один из омоновцев спросил: «Так, может, это ты, падла, жег меня на Майдане?» Затем Кириченко снова перевели в «Газель» и доставили в РОВД Центрального района Гомеля, где истязания продолжились. Согласно решению суда, Кириченко после этого несколько дней находился в изоляторе временного содержания.
Операция МВД Беларуси по подавлению акций протеста в Гомеле, 11 августа 2020 года / Кадр видео gomel.today
Несмотря на обжалование решения суда и экспертизу, инициированную СК по факту избиения, Кириченко вызвали в Управление по гражданству и миграции и оттуда снова отвезли в следственный изолятор. Через 14 дней содержания под стражей его депортировали из Беларуси с запретом на въезд на следующие три года.
Возможно, Владимир Дидык и омоновец, расспрашивавший Евгения Кириченко о Майдане в автозаке, одно и то же лицо? Чтобы выяснить это, автор расследования связался с Евгением Кириченко. По его словам, задержанных посадили в автозак специально для того, чтобы избить.
Жестокое избиение задержанных в автозаках / кадр видео с сайта tut.by.
По словам Кириченко, он не видел лиц омоновцев в автозаке: они были в балаклавах, некоторые – в шлемах. Кроме того, задержанным не разрешали смотреть в сторону силовиков, поэтому он не смог опознать омоновца.
Если у читателей есть дополнительная информация об этом, просим сообщить автору расследования. Анонимность гарантирована.
«Ах, Одесса, жемчужина у моря»
В рядах минского ОМОНа обнаружен еще один боец расформированного украинского спецподразделения «Беркут» – Сергей Киминчижи. Установлено, что ранее он служил в отдельном батальоне милиции специального назначения (ОБМОН) в Одессе. Это первый беркутовец-одессит, обнаруженный среди белорусских милиционеров.
Киминчижи Сергей Петрович (укр.: Кімінчижи Сергій Петрович)
Родился 4 августа 1983 года в селе Василевка Болградского района Одесской области (Украина). Жил в селе Выгода Беляевского района той же области. После демобилизации был принят на службу в БМОН «Беркут» при ГУ МВД Украины в Одесской области. После победы Революции Достоинства бежал в Беларусь. Режим Лукашенко предоставил ему гражданство и принял на службу в ОМОН ГУВД Минского горисполкома.
В результате углубленной разведки открытых источников (OSINT) Сергей Киминчижи был обнаружен среди бойцов «Беркута», которые участвовали в выездных днях открытых дверей для участников Одесского детского оздоровительного лагеря имени Юрия Гагарина.
Сергей Киминчижи (в центре слева) во время показательного выступления бойцов «Беркута» из Одессы / odessitua.com
Мероприятие было организовано в начале августа 2013 года Управлением уголовной милиции по делам детей ГУ МВД Украины по Одесской области. Помимо беркутовцев, были приглашены и сотрудники кинологического центра этого управления. Киминчижи участвовал не только в показательных выступлениях своего отряда с основными приемами рукопашного боя, но и в демонстрации имеющегося у беркутовцев оружия и специальной техники.
Сергей Киминчижи демонстрирует помповую винтовку 12-го калибра «Форт-500». Многие участники Революции Достоинства, в том числе Михаил Жизневский, были убиты из этого оружия / Фото: odessitua.com
Известно, что во время событий Революции Достоинства 19 февраля 2014 года бойцы одесского «Беркута» прорвали оцепление, выставленное одесскими активистами у места дислокации батальона, и двумя автобусами выехали в Киев. Уже 21 февраля депутат Анатолий Гриценко сопровождал отряды «Беркута», в том числе из Одесской области, при их выезде из Киева. Одесские беркутовцы принимали непосредственное участие в событиях 20 февраля 2014 года в Киеве, один из них даже был ранен на улице Институтской.
Бойцы спецподразделения ведут по демонстрантам огонь на поражение. Киев, 20 февраля 2014 года / RFE / RL
Со службой Сергея Киминчижи в минском ОМОНе связаны сразу несколько случаев задержания и судебного преследования белорусских активистов.
3 апреля 2018 года в Минске был задержан известный белорусский анархист Вячеслав Касинеров. Накануне он принял участие в пикете, где требовал декриминализовать легкие наркотики в малых дозах и принять соответствующие поправки к одной из самых репрессивных статей УК Беларуси – статье 328 «Незаконный оборот наркотических средств».
По словам жены Вячеслава Касинерова Марины Насенко, задержание произошло на улице. Его осуществили сотрудник Московского РОВД Минска и двое омоновцев в штатском. Один из них тогда не представился, а второй, согласно документам, имел фамилию Киминчижи. Группа захвата посадила Касинерова в микроавтобус, который с самого утра стоял под его окнами. На следующий день, 4 апреля, Касинеров был оштрафован по не менее репрессивной статье 23.34 КоАП РБ.
Второй инцидент связан с рассмотрением 10 января 2020 года в Советском районном суде Минска административного дела в отношении заместителя председателя КПК-БНФ и БНФ «Возрождение» Сергея Попкова. В ходе судебного заседания Сергей Киминчижи и еще один свидетель-омоновец, Виктор Мартынчик, дали показания о том, что 21 декабря 2019 года на Октябрьской площади Минска Попков якобы выкрикивал лозунги и нарушал общественный порядок. В этот день проходила одна из акций в поддержку независимости Беларуси.
Несмотря на то, что Попков привел суду все необходимые доказательства своей невиновности, судебное решение было вынесено на основании показаний омоновцев, в том числе Сергея Киминчижи. В результате Попков был приговорен к административному штрафу в размере 20 базовых величин (540 рублей).
В материалах административного дела содержится протокол опроса Сергея Киминчижи:
Этот документ полностью подтверждает не только выявленные в ходе расследования имя, дату и место рождения фигуранта, но и факт его службы в Минском ОМОНе.
Следующим громким инцидентом с участием Сергея Киминчижи стало задержание «диджеев перемен» Кирилла Галанова и Владислава Соколовского. На суде над ними Киминчижи вновь дает свидетельские показания.
Владислав Соколовский и Кирилл Галанов, Минск, Киевский сквер, 6 августа 2020 года / Надежда Бужан, nn.by
6 августа 2020 года власти Минска решили провести в Киевском сквере – на одной из разрешенных площадок для агитации – день открытых дверей учреждения дополнительного образования «Калейдоскоп искусства». В этот же день в Парке дружбы народов должна была состояться заявленная ранее встреча Светланы Тихановской с избирателями. Однако, несмотря на специально назначенное властями культурное мероприятие, Светлана Тихановская призвала всех прийти именно в Киевский сквер. Здесь собрались тысячи противников режима Лукашенко. Звукооператоры Кирилл Галанов и Владислав Соколовский, отвечавшие за музыкальную программу государственного мероприятия, в поддержку протестующих включили песню «Перемен!» группы «Кино». Их задержали в тот же день.
Киминчижи засвидетельствовал, что он лично и еще один омоновец, Руслан Ковальчук, осуществляли поиск, преследование и задержание Галанова и Соколовского, которые при этом, по его словам, не подчинялись требованиям силовиков. Согласно показаниям Киминчижи и Ковальчука, омоновцы во время задержания были в штатском, задержанных они поместили в автомобиль Volkswagen Transporter, а затем отвезли в Центральное РУВД Минска.
Сотрудники ОМОНа Сергей Киминчижи (слева) и Руслан Ковальчук (справа) задерживают «диджеев перемен», 6 августа 2020 года, Минск / кадр из видео Telegram-канала Нехта
На основании этих и других показаний Галанов и Соколовский были приговорены в общей сложности к 10 суткам административного ареста за мелкое хулиганство и неподчинение милиции.
Постановление об административном правонарушении №6-2342/2343/2020 в отношении Кирилла Галанова не только дополнительно подтверждает факт службы экс-беркутовца Сергея Киминчижи в минском ОМОНе, но также содержит сведения о его должности и звании.
Согласно документу, Сергей Киминчжи является командиром группы ОМОН ГУВД Мингорисполкома и имеет звание капитана милиции.
Что же стало основным мотивом для внезапного бегства Киминчижи из Украины в Беларусь?
Свет на это поможет пролить его аккаунт в социальной сети «ВК», просто перенасыщеный информационными продуктами российской пропаганды. Киминчижи активно репостит не только из группы «Антимайдан», но и из коллаборционистских пабликов, созданных в рамках гибридной войны России против Украины: «Комитет освобождения Одессы — Антимайдан», «Народная Дружина Одессы (Антимайдан) НД», «Вежливые люди, Армия, Россия».
Следственные органы Украины вправе расследовать деятельность Сергея Киминчижи в качестве представителя командного состава одесского подразделения «Беркут» во время событий весны 2014 года в Одессе. Они могут совместить это расследование с делом его непосредственного начальника Дмитрия Фучеджи.
Весной 2014 года Дмитрий Фучеджи был заместителем начальника Одесской областной милиции и возглавлял милицию общественной безопасности. Был уволен по подозрению в сотрудничестве с боевиками Антимайдана, спровоцировавшими в Одессе кровавые события 2 мая, в результате которых погибли 48 человек. Скрываясь от следствия, Фучеджи сбежал на подконтрольную России территорию так называемой Приднестровской Молдавской Республики. МВД Украины подало его в розыск, но Российская Федерация предоставила Фучеджи гражданство и отказала в выдаче по запросу украинской стороны.
Полковник Дмитрий Фучеджи (справа) во главе колонны вооруженных боевиков Антимайдана, 2 мая 2014 года, Одесса
Именно поддержка (про)российских сил и начало их поражения в Украине могло стать основной причиной того, что Киминчижи внезапно оставил родственников и друзей, разрушил долгую карьеру в силовых структурах Украины и сбежал в чужую ему Беларусь.
Сотрудничество беркутовцев с оккупантами в период активной фазы гибридной российской агрессии против Украины было массовым. Особенно это было заметно в Крыму и на Донбассе.
Временно оккупированный Крым
Среди контактов в ленте многих николаевских беркутовцев есть аккаунт их сослуживца Александра Биткова. Фигурант расследования 2017 года Сергей Гавриляк называет его своим коллегой. Именно благодаря показаниям Биткова, ныне скрывающегося в оккупированном Крыму, можно сделать вывод, что николаевский «Беркут» принимал самое активное участие в прямых столкновениях с защитниками Майдана, в попытках его штурма и подавления Революции. Эти свидетельства ценны и тем, что также они объясняют главный мотив, подтолкнувший беркутовцев к побегу.
Битков Александр Сергеевич (укр.: Бітков Олександр Сергійович)
Его аккаунт в социальной сети «ВК» полон постов о практической стрельбе. Не исключено, что в николаевском подразделении Битков занимал должность стрелка-снайпера.
В ноябре 2013 года Битков был переведен в Киев в составе николаевской роты «Беркута». После победы Революции Достоинства сбежал на территорию временно оккупированного Крыма.
Предположительно служил в ОМОН «Беркут» Главного управления Федеральной службы национальной гвардии (Росгвардии) МВД РФ по так называемой Республике Крым.
Весной 2014 года Битков принимал участие в нескольких пропагандистских телепрограммах – очередном продукте информационной войны Российской Федерации против Украины.
Одна из них – авторская программа «Русский вопрос», соданная Константином Затулиным, руководителем Института стран СНГ и одним из архитекторов так называемой «русской весны» – спецоперации гибридной войны России против Украины в 2014 году. По словам Биткова, николаевский «Беркут» принимал участие практически во всех столкновениях на Майдане. Он даже подробно описал свое ранение якобы из огнестрельного оружия, хотя в медицинских документах, по его словам, указано, что Битков был ранен палкой или камнем.
Примечательно, что Битков в передаче Затулина поясняет мотивы своего побега в Крым: якобы он боялся возможных преследований за действия силовиков на Майдане. Кроме того, он рассказал и о материальной помощи от Фонда Затулина «Мы все – «Беркуты», деятельность которого направлена на поддержку коллаборантов из силовых структур Украины и боевиков так называемой крымской самообороны.
Помимо Затулина, в создании этого фонда принимали участие личный друг Путина байкер Александр Залдостанов («Хирург»), председатель и бессменный член черносотенного «Изборского клуба» Александр Проханов и журналист Михаил Леонтьев, представители оккупационной власти Крыма Владимир Константинов и Алексей Чалый, а также бывший народный депутат от Партии регионов, пособник российских оккупантов Олег Царев. Формально основателем фонда стал Институт стран СНГ, а его исполнительным директором – Сергей Ткачук, пресс-секретарь помощника Путина Сергея Глазьева.
Именно Затулин, Глазьев и Ткачук фигурируют в перехваченных и опубликованных Генеральной прокуратурой Украины переговорах о координации действий (про)российских боевиков на территории Украины в рамках спецоперации «Русская весна».
Александр Битков также был приглашен для участия в пропагандистском ток-шоу «Прямой эфир» на государственном телеканале «Россия 1», где он рассказал о том, как его подразделение во время ожесточенных столкновений и штурма киевского Майдана 18 февраля 2014 года захватило Октябрьский дворец.
Установлено, что после победы Революции Достоинства на территорию Крыма выехал еще один николаевский беркутовец, Александр Попов.
Попов Александр Николаевич (укр.: Попов Олександр Миколайович)
Опознан на групповом снимке сводного подразделения николаевского «Беркута». Фото сделано на улице Грушевского, возле Кабинета Министров Украины, во время событий Революции Достоинства.
На территорию Крыма сбежали и другие бойцы николаевского «Беркута». Благодаря уже упоминавшемуся Сергею Гавриляку установлено, что один из беглецов – Александр Веревкин.
По словам Сергея Гавриляка, Веревкин находится в оккупированном Крыму, судя по подпискам в соцсетях, предположительно в Севастополе.
После оккупации Крыма Россия реорганизовала подразделения «Беркута» в Крыму и включила их в состав российского ОМОНа, а затем – Росгвардии.
На территории Беларуси обнаружены уже семь бывших беркутовцев, документально подтверждена служба шести из них в отрядах ОМОН МВД РБ. Эта цифра не только не окончательная – в будущем она значительно вырастет. В следующей части мы предоставим важную информацию, обнаружить которую помогло само Министерство внутренних дел Беларуси.
Вторая часть расследования редактора беларуской службы международного разведывательного сообщества InformNapalm Дениса Ивашина также опубликована в издании «Новы Час«.
