- IN SIGHT - https://informnapalm.org/blog -

Ильменитовые схемы: доставка украинского ильменита с турецкого судна NAZLICAN на оккупированную территорию

С ноября 2016 мы ведем наблюдения за поставками концентрата ильменита на территорию оккупированного Крымского полуострова. Нам удалось выявить схему поставок с использованием промежуточного турецкого порта Самсун, в котором осуществлялась перегрузка (1 [1], 2 [2]). Теперь ильменитовые контрабандисты ищут другие способы обеспечения сырьем Крымского Титана – поставка сырья из Норвегии, Бразилии и Украины на перегрузку порта Кавказ (3 [3]), откуда уже осуществляется трансшипмент в керченский порт Камыш-Бурун, закрытый Украиной (4 [4]). Рассмотрим как происходили перемещения украинского ильменита.

Теплоход NAZLICAN [5] (imo: 7531357) под флагом Турции, грузоподъемностью 10’900 тонн, был зафиксирован на якорной стоянке участка номер 2 порта Кавказ 21 июня в 3:41 местного времени.

[6]

Автоматическая система идентификации (AIS) сообщает, что 12 июня в 10:16 судно в грузу вышло из украинского порта Южный [7] (код UA YUZ) и направилось в российский порт Кавказ [8] (код RU KZP) без указания ожидаемого времени прибытия.

Заглянем в систему регистрации судозаходов в порты РФ (страна-агрессор) и попробуем выяснить дату прихода в порт Кавказ.

[9]

Выяснилось, что турецкий сухогруз с грузом из порта Южный болтается на якоре в Керченском проливе, а точнее – на якорной стоянке порта Кавказ с полуночи с 13 на 14 июня, т.е. восемь дней с грузом на борту. Sorry, но это явный простой.

Проверим, правильно ли наше предположение и запросим данные по этому судну у шиппингэксплорера.

[10]

Да, подтверждается: т/х NAZLICAN (imo: 7531357) грузился в порту Южный (Yuzny) с 10 июня 20:09 местного времени и вышел из порта Южный 12 июня в 10:13 в направлении порта Бургас. Также подтверждается, что судно прибыло в Керченский пролив, где находится якорная стоянка порта Кавказ, 14 июня в 2:20 местного времени.

Однако, позвольте, порт Бургас – это Болгария, и находится юго-юго-западнее порта Южный, а якорная стоянка порта Кавказ в Керченском проливе, куда судно пришло 14 июня, находится восточнее порта Южный, совсем в другой части Черного моря. Налицо намерение грузоотправителя ввести в заблуждение Власти Украины о реальном получателе груза.

Попробуем выяснить, какой же груз был доставлен на якорную стоянку порта Кавказ, куда и каким образом будет выгружен т/х NAZLICAN.

Из открытых источников выяснилось, что судно прибыло на якорную стоянку порта Кавказ с грузом ильменитовой руды (точнее сказать – это концентрат ильменита в виде песка черного цвета). А куда может быть доставлен этот концентрат ильменита, совсем не трудно догадаться. В этом регионе единственный потребитель этого сырья расположен на оккупированном полуострове Крым в городе Армянск. И называется этот потребитель – “Крымский Титан”, где из концентрата ильменита производят диоксид титана (экологически чистый наполнитель для производства красок, пластмассы, бумаги и др.целей, в том числе и для военных нужд). Стоит напомнить, что этот завод находится под экономическими санкциями Украины.

Дальнейшее пристальное наблюдение за т/х NAZLICAN (imo: 7531357) под флагом Турции позволило выяснить, что выгрузка судна была организована оккупантами Крыма на якорной стоянке порта Кавказ (точнее – в районе номер 2 акватории порта Кавказ) в несколько этапов путем перевалки груза с судна на судно (Ship-To-Ship).

Первая документально зафиксированная перевалка состоялась 19-20 июня при помощи судна-челнока “ВОЛЖСКИЙ-8 [11]” (imo: 8883238), который был подан к борту турецкого судна 19 июня после обеда, принял на борт 3’700 тонн концентрата ильменита, и 20 июня в полдень направился к терминалу “ГЕНИНВЕСТ” в заливе Камыш-Бурун закрытого Украиной порта Керчь.

[12]

Скрин из системы шиппингэксплорер дает представление о маршруте судна-челнока и подтверждает, что концентрат ильменита действительно был доставлен в закрытый Украиной порт Керчь 20 июня в 16:30 местного времени. Разгрузка ильменита также подтверждается сигналами из Керчи.

[13]

Продолжаем наблюдение за перевалкой. Отминусуем 3’700 от 10’000. На борту турецкого судна осталось 6’300 тонн концентрата ильменита. Значит необходимо еще два подхода судна-челнока. Выгрузив первую партию концентрата ильменита на причал терминала ГЕНИНВЕСТ в Керчи, судно-челнок “ВОЛЖСКИЙ-8” 21 июня в 9:34 вышел из Камыш-Буруна и направился на якорную стоянку порта Кавказ.

[14]

На якорной стоянке порта Кавказ судно челнок “ВОЛЖСКИЙ-8” пришвартовался к судну “NAZLICAN” в интервале между 13:30 и 13:45.

[15]

И масштабированный скриншот момента швартовки:

[16]

Перевалка второй партии ильменита в количестве 3’600 тонн c борта турецкого судна на борт судна-челнока закончилась на рассвете 22 июня, и в 8:51 утра челнок прибыл к терминалу “ГЕНИНВЕСТ” для выгрузки.

[17]

Отминусуем 3’600 от 6’300. На борту турецкого судна осталось 2’700 тонн концентрата ильменита. Значит необходим еще один подход судна-челнока. Тут ко времени напомнить, что после трагедии с т/х “GEROI ARSENALA” на перегрузочном районе OPL “KAVKAZ”, когда оккупанты не смогли и не хотели проводить своевременную спасательную операцию, в результате чего погиб экипаж (спасен только один моторист благодаря экипажу близстоящего танкера), оккупанты ввели драконовские правила разрешительной системы допуска судов смешанного плавания для перевалочных операций в район якорных стоянок. В результате этого резко вырос дефицит такого флота и соответственно выросли ставки отфрахтовки судов-челноков, и перевалка дейдвейтных грузов превратилась в неожиданно дорогое удовольствие. А тут еще и погода принесла сюрприз в виде шторма и перевалка встала на сутки.

За третьей партией ильменита к турецкому судну направилось судно-челнок “МЕЖДУРЕЧЕНСК [18]” (imo: 8948167). Водоизмещение этого судна 2000 тонн и год постройки – Sic! – 1966. Экспедитор ВНЕШТРАНС принял решение направить для третьей перевалки судно-челнок меньшего водоизмещения, чтобы забрать остаток в 1700 тонн. Таким образом мы узнали, что на борт судна “NAZLICAN” в порту Южный было погружено 9000 тонн ильменитовой руды (концентрат ильменита) или на 50 тонн больше, что позволяет сюрвейерская оценка.

Смотрим очередной скриншот. На нем видно, что “MEZHDURECHENSK” подошел к борту т/х “NAZLICAN” в 12:34 для приема оставшейся части руды.

[19]

Можно предполагать, что к выходу этой статьи третья заключительная партия украинского концентрата ильменита из порта Южный будет доставлена к причалу терминала ГЕНИНВЕСТ порта Керчь.

Суда, принимавшие участие в незаконной доставке концентрата ильменита:

т/х “NAZLICAN” (imo:7531357, mmsi:271 002 709, call sign: TCTO5, flag: TR);
т/х “VOLZHSKIY-8” (imo:8883238, mmsi:273 310 200, call sign: UCBR, flag: RF);
т/х “MEZHDURECHENSK” (imo:8948167, mmsi:273 311 460, call sign: UAAH2, flag: RF).

Агентирующие компании-экспедиторы, принимавшие участие в незаконной перевалке ильменита:

МА ЛИНТЕР [20], филиал в порту Кавказ;
OOO ВНЕШСЕРВИС [21], Керчь, директор Польский Юрий Дмитриевич (в Чистилище [22] на сайте Центра Миротворец).

В настоящее время судно огибает Крымский полуостров. Капитан скрыл присутствие судна на рейде порта Кавказ и демонстрирует в системе AIS, что судно из порта Южный (Украина) идет в Констанцу (Румыния).

Однако, маринтрафик имеет в архиве все отметки судна и совсем не трудно установить где и в какое время находилось судно, что и отображено на следующем скриншоте. После выгрузки концентрата ильменита сухогруз NAZLICAN снялся с якоря 26 июня в 03:55 местного времени и вышел в Черное море в направлении порта Констанца (Румыния).

[23]

Доставка грузов в закрытые порты Крыма, перемещение их через Государственную Границу Украины без оформления в украинских пограничных и таможенных органах является контрабандой. Непосредственными исполнителями, которые пересекали границу и доставляли сырье в порт, являются Волжский-8 и Междуреченск. Турецкое судно NAZLICAN выполняет роль пособника в данном преступлении. Действительно, разве могло бы произойти это нарушение суверенитета Украины, если бы менеджеры судна NAZLICAN не заключили бы этот контракт, если бы 19 моряков, граждан Турции, не занимались доставкой и разгрузочными работами?

Думаем, что скоро эти вопросы мы услышим в международном арбитраже, где и будет дана оценка роли каждого участника ситуации.

Катерина Яресько [24]