
75 лет назад Советский Союз напал на Финляндию. Вроде бы это очень далекие от нас события, которые, казалось бы, могут заинтересовать только историков. Но, что интересно, и та война, и картина, наблюдаемая на Донбасе, прописаны словно под копирку.
Во-первых, это необъявленные войны. Когда в Финляндии уже шли активные бои, СССР на всех уровнях заявлял: «Мы ни при чем, наших солдат там нет». Согласитесь, напоминает сегодняшний день, когда в ООН Россия пытается опровергнуть очевидное. Это можно было бы счесть совпадением, если бы не другие факты.
На захваченной части Финляндии Москва создала так называемую народную республику. А у нас вдруг возникли ДНР и ЛНР. Еще до боли похожа пропаганда. Каждый советский человек был убежден, что СССР не напал, а освобождает финнов. В том же кремлевские СМИ уверяют граждан России и сейчас.
Предлагаем сюжет Романа Бочкалы.
***
Финляндия должна была стать северной Новороссией, а превратилась в одну из самых развитых стран Европы. А все потому, что этой стране удалось выстоять в противостоянии с российским агрессором. Очень схожая ситуация с нашей. Ровно 75 лет назад. Только на финнов напали не зеленые человечки, а человечки в белом.
Финны догадывались: Россия ищет повод развязать войну. Поэтому маршал Маннергейм принял решение отвести артиллерийские орудия на расстояние более 25 км, чтоб даже теоретически не было возможности обстреливать Советский Союз. Но спецотряд НКВД сделал свое дело: в результате спланированной провокации советские войска нанесли семь минометно-артиллерийских ударов по своей же территории. Четыре красноармейца погибло, семь получили ранения. На следующий день финского посла в Москве вызвали в Кремль и объявили о разрыве дипломатических отношений.
Из хроники: «Правящие круги Финляндии превратили эту страну и прежде всего Карельский перешеек в готовый военный плацдарм для нападения на Советский Союз!»
– Мы не собирались сдаваться, – говорит историк Сами Пихлаямаа. – Народ сплотился, забыв о противоречиях. Мы понимали, что только вместе сможем противостоять нависшей угрозе. В Швецию были отправлены 30 тысяч детей. И тогда наши женщины смогли полностью посвятить себя помощи фронту. Главным образом – шить военную экипировку. Потому что финская армия была голой. Мы не ждали войны.
Темнеет в Финляндии рано – полярная ночь, поэтому сейчас не так поздно, как кажется. А едем мы на очень интересную встречу. Вот на этой ферме, всего в нескольких километрах от границы с Россией, живет один из ветеранов той зимней войны.
– Первое, что я вспоминаю, это страшный холод. И отсутствие сна. По нескольку дней – ни минуты отдыха. Было страшное напряжение, – говорит Калеви Юнтунеу, ветеран Финской войны.
По расчетам советского командования, это должен был быть блицкриг. Быстрая, победоносная война с завершением кампании в Хельсинки ко дню рождения Сталина. Но вышло иначе, хотя перевес сил был просто колоссальным. Вдуматься только: на один финский самолет приходилось 25 краснозвездных крылатых машин, а на 30 финских танков – две тысячи советских. Почти все они в итоге были сожжены.
– Приход русских приветствовали только немногочисленные местные коммунисты, – продолжает Сами Пихлаямаа. – Многие из них были агентами Москвы. Они пытались раскачать финское общество изнутри, разъединить на группы. Но им это не удалось.
– Мы понимали: Советы вторглись по надуманному поводу. Количество русских поражало. Их было в разы больше нас. Но у нас было важное преимущество: мы сражались за родную землю. И знали каждый ее клочок, – вспоминает Калеви Юнтунеу, ветеран Финской войны.
Подавляющее большинство финнов были против прихода советских войск. Люди покидали города и села, которые попадали под власть врага. Многие сжигали свои дома, чтобы оккупантам ничего не досталось.
– Это беженцы. Я вижу: в санях только мать и дети. Где же муж?
– Все мужчины из числа населения оккупированных районов были в армии. Кто как не они должны были защищать родной край? – отвечает краевед Маркета Ряихяля.
Любой финн вам скажет: решающую роль в Зимней войне сыграл маршал Маннергейм. Министр обороны, которому президент Финляндии не побоялся доверить всю полноту власти. А опасаться в политическом смысле было чего, ведь следующим главой государства стал именно Маннергейм – как Шарль де Голль во Франции. Финны уверены: если бы не сила личности и решительность его действий, то кто знает, возможно, Финляндии и не удалось бы сохранить свою независимость. А вот что касается так называемой линии Маннергейма, то ее роль очень преувеличена. Да, это мощнейшая линия оборонительных укреплений, которая не имеет равных в истории – 140 километров противотанковых рвов, брустверов и «ежей». Но все они были бесполезны против советской авиации и артиллерии. И, в конечном счете, разбиты.
– Могущество линии Маннергейма сильно преувеличено, – убежден Сами Пихлаямаа. – В ней не было ничего неприступного, как об этом принято рассказывать. Это скорее символ.
Городок Суомуссалми на северо-востоке Финляндии. Тишина такая, что уши закладывает. А тогда здесь было жарко. Здесь шли самые кровопролитные бои. На этом поле 20 тысяч камней. В память о двадцати тысячах советских солдат. Погибших непонятно за что в чужом, богом забытом месте.
***
В современной финской газете что ни полоса, то хотя бы пару слов о России. 75 лет назад было наоборот: в советской прессе только и говорили о Финляндии. Называли финнов исключительно «белофиннами», причисляли к фашистам. И вообще советскому гражданину давали понять: «великий» и «могучий» не может оставаться в стороне. Нужно что-то делать с этими финнами!
Из хроники: «Спрятанные в снега гранитные, железобетонные крепости. Они сооружались на американские доллары и английские фунты».
Опыт Финской войны демонстрирует, что в вопросах пропаганды путинская Россия ничем особо не отличается от сталинской. Методы те же. Просто инструментов стало больше.
– Советские военные разбрасывали с самолетов листовки на финском: «Война против великой армии бесполезна и не имеет перспектив на успех», – говорит Маркета Ряихяля. – В то же время промывались мозги и советским военным, им рассказывали, что в Финляндии много коммунистов и что их нужно освободить от гнета империалистов. Но мы не нуждались в том, чтобы нас от чего-то освобождать.
Чтобы советским воинам бодрей воевалось, была даже написана специальная песня – а-ля «Крымнаш»:
«Принимай нас, Суоми-красавица,
В ожерелье прозрачных озер»
И хотя линия фронта была далеко, досталось и Хельсинки. Советская авиация нанесла несколько ударов по столице Финляндии. Люди прятались в укрытиях. Весь мир облетели кадры колоссальных разрушений. Но даже здесь не обошлось без лжи и пропаганды. Советское командование утверждало, что никакой бомбежки не было. Признавало: самолеты над Хельсинки летали, но разбрасывали не бомбы, а хлеб, спасая от голодной смерти народ суоми.
И еще одна манипуляция, применяемая Москвой сейчас и тогда. В первый же день Зимней войны Советский Союз захватил финский город Териоки. В нем спешно было образовано «народное правительство», а законная власть в Хельсинки – объявлена преступной.
Из заявления тов. Молотова 4 декабря 1939 года: «СССР не находится в состоянии войны с Финляндией, а лишь оказывает помощь народному правительству ФДР».
Из заявления ТАСС за 9 декабря 1939 года: «Народноармейцы не сомневаются в победе над врагом. Наша задача – немедленно очистить родную страну от ненавистных нам продажных лакеев – иностранных капиталистов и белофиннов».
– Я вижу много схожего в том, как велась советская антифинская пропаганда, с тем, как сейчас Россия ведет себя в информационном плане, освещая события в Украине, – заключает Маркета Ряихяля. – Русские отрицали, что вели боевые действия на территории Финляндии. Точно так же сейчас они отрицают, что это происходит в Украине.
Роман Бочкала, «Подробности недели», телеканал «Интер»
Также предлагаем нашим читателям ознакомиться с фильмом:
«Финская война. Тайны советской окупации / Finnish War Secrets of the Soviet occupation»
___
* Проверено редактором Еленой Сергеевой.
No Responses to “Параллели истории: Финская война и война на Донбассе”