19 августа на сайте «Главком» была опубликована статья с проектом заключительного документа, который якобы требует принять российская сторона 28 августа на встрече советников лидеров «Нормандского формата», в который входят Украина, Россия, Франция и Германия. В полночь на сайте официального интернет-представительства Офиса президента Украины появился отчет о результатах работы Трехсторонней контактной группы (Украина, Россия, ОБСЕ) — Продолжается режим тишины: на заседании ТКГ согласовано 20 участков разминирования и четыре новых участка разведения сил. 20 августа на своей странице в Facebook к Владимиру Зеленскому публично обратилась народный депутат фракции «Европейская солидарность» Иванна Климпуш-Цинцадзе с требованием подтвердить или опровергнуть подлинность документов, которые, по данным журналистов, российская сторона хочет заставить подписать Украину по итогам заседания Трехсторонней контактной группы:
«… Согласно обнародованным СМИ документам, Украина берет на себя обязательство отменить постановление, которое не позволяет сейчас проводить местные выборы на оккупированных территориях. Кроме того, навязанные Россией условия, на которые якобы соглашается председатель украинской делегации Кравчук, предусматривают предоставление ОРДЛО так называемого «особого статуса» на постоянной основе, дальнейший отвод украинской армии в тыл и начало так называемого «прямого диалога» между украинской властью и управляемыми из Москвы террористами.
Выполнение хотя бы одного пункта из указанных требований станет началом уничтожения суверенитета Украины. Особенно циничным выглядит процесс сдачи украинского суверенитета в дни, когда Украина отмечает 29 годовщину украинской Независимости.
Требую у власти обнародовать детали переговоров, которые ведутся украинской делегацией, а также инструкции/директивы, которыми руководствуется глава делегации Кравчук, который, очевидно, согласно своих полномочий, отражает официальную позицию действующего президента Зеленского».
Учитывая указанные выше данные, имеющие общественную значимость, и отсутствие на момент публикации официального опровержения документов, обнародованных журналистами, международное волонтерское сообщество InformNapalm решило сравнить 10 последних ежедневных отчетов Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ в Украине за период с 9 по 19 августа 2020 с цитатами из комментариев Офиса президента (ОП). Такое сравнение может прояснить для читателей, насколько утверждение ОП коррелируют с действительной обстановкой на фронте и возможно ли сейчас вести разговор о каких-то «выборах» на оккупированных территориях Донбасса? А если военная ситуация противоречит заявлениям ОП, то оценивать ли такие шаги как нарушение «красных линий», как капитуляционные уступки агрессору?
Как комментарии Офиса президента относительно принятых решений на ТКГ коррелируют с отчетами СММ ОБСЕ
ОП: «Во время заседания рабочей группы по вопросам безопасности председатель Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Яшар Халит Чевик отметил, что после введения пакета дополнительных мер по консолидации режима прекращения огня с 27 июля в целом соблюдается режим тишины, а в начале августа СММ ОБСЕ не фиксировала ни одного нарушения»
Данные СММ ОБСЕ:
По данным отчетов ОБСЕ, начиная с 00:01 27 июля и до конца отчетного периода зафиксировано всего 481 нарушение режима прекращения огня в Донецкой и Луганской областях (89 взрывов, пролет 2 неидентифицированных боеприпасов, 6 осветительных ракет и 384 — очереди и выстрелы). Из них только 225 нарушений приходится на последние 10 дней «режима прекращения огня» (в том числе 44 взрывы, 3 осветительные ракеты, 178 — очереди и выстрелы).
Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине (СММ) в период с 00:01 27 июля по 19:30 20 августа не зафиксировала ни одного нарушения режима прекращения огня в Донецкой и Луганской областях только 6 раз: 5 августа по состоянию на 19:30; 7 августа по состоянию на 19:30; 8 и 9 августа по состоянию на 19:30; 12 августа по состоянию на 19:30 и 14 августа по состоянию на 19:30.
ОП: «В группе по безопасности были достигнуты договоренности о 20 участках разминирования в пределах обновленного плана, предусмотренного коммюнике Парижского саммита «Нормандской четверки» от 9 декабря 2019 года».
Данные СММ ОБСЕ:
В течение 10 дней миссия СММ зафиксировала 520 противотанковых мин, принадлежащих российским оккупационным войскам. Из них 200 мин в поле невдалеке от юго-западной окраины н. п. Пикузы, 70 мин на расстоянии 2,6 км от большого минного поля (9 августа), 5 мин у западной окраины н. п. Сокольники (11 августа), 44 мины на северной окраине Спартака и 50 противотанковых мин на территории разрушенного международного аэропорта «Донецк» (12 августа), около 95 противотанковых мин на трассе, ведущей из Лозового в Золотые Пески (13 августа), 24 мины на западной окраине Старомихайловки и 12 возле н. п. Марьинка (17 августа).
В частности, в районе Золотого наблюдатели впервые увидели предупредительный знак об опасности реактивных снарядов с надписью «Осторожно! Работает ПТРК» на русском языке, установленный в поле на обочине дороги, проходящей параллельно южного края участка разведения; 5 реактивных противотанковых гранат (две из них выгорели, но не взорвались) вблизи н. п. Дебальцево; взрывоопасный остаток минометной мины (120 мм) в 2,5 км к востоку от н. п. Веселая Гора.
ОП: «Украинская делегация также поддержала предложения по четырем новым участкам разведения сил и средств».
Данные СММ ОБСЕ:
В течение 10 дней в каждом отчете ОБСЕ фиксирует на участках разведения сил и средств в районах Станицы Луганской, Золотого и Петровского на прежних позициях Вооруженных сил Украины и оккупационных российских войск присутствие людей в вечернее и ночное время. В течение 10 дней команда СММ видит от 2 до 5 членов оккупационных российский войск (с нарукавными повязками с надписью «СЦКК») на южном конце нового пролета моста у Станицы Луганской. Вблизи Золотого оккупационные войска ведут земляные работы с двух сторон вдоль автодороги Т1316. Каждый день члены вооруженных формирований (с нарукавными повязками с надписью «СЦКК») проходят около 350 м на север вглубь участка и возвращаются. Несколько раз к ним присоединялись люди в защитных костюмах. 14 августа, осуществляя мониторинг вблизи западной окраины Петровского, наблюдатели видели 2 вооруженных членов оккупационных войск, а также 2 автомобиля с одним и тремя людьми в салоне соответственно (все в одежде военного типа), которые ехали с востока на запад по автодороге между Петровским и н. п. Викторовка.
Ситуация с отводом средств не лучше. Миссия СММ зафиксировала следующие нарушения размещения тяжелого вооружения:
4 реактивные системы залпового огня, 3 самоходные артиллерийские установки и 1 зенитный ракетный комплекс в неподконтрольных правительству районах Донецкой области, и еще 1 реактивную систему залпового огня и танк в неподконтрольном правительству районе Луганской области (9 августа).
4 реактивные системы залпового огня (БМ-27 «Ураган», 220 мм) были выявлены впервые и еще 4 реактивных систем залпового огня (БМ-27 «Ураган», 220 мм) впервые не было в постоянном месте хранения вооружения в неподконтрольном районе Луганской области (11 августа). Впервые отсутствовала реактивная система залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм) в неподконтрольном правительству районе Луганской области (13 августа), опять отсутствовала 1 самоходная гаубица (2С1 «Гвоздика», 122 мм) в неподконтрольном правительству районе Луганской области (17 августа). 20 реактивных систем залпового огня и 5 буксируемых гаубиц, размещенные с нарушением линий отвода в неподконтрольных правительству районах Луганской и Донецкой областей соответственно, а также 57 единиц вооружения, расположенные за линиями отвода, но за пределами выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах Донецкой (в частности на двух полигонах) и Луганской областей (18 августа).
ОП: «С целью интенсификации Минского переговорного процесса, занимая проактивную позицию, украинская сторона во время работы группы по политическим вопросам подчеркнула необходимость выполнения Парижских договоренностей лидеров «Нормандской четверки», в частности продолжения работы над законодательством с целью имплементации «формулы Штайнмайера»
Данные СММ ОБСЕ:
СММ постоянно сталкивается с ограничениями свободы передвижения и не имеет доступа ко многим населенным пунктам на оккупированных территориях.
9 августа. «На блокпосту на северном въезде в н. п. Новоазовск 4 вооруженные члены вооруженных формирований не пропустили патруль СММ на юг к населенному пункту, а также на восток к пункту пропуска на границе возле Новоазовска. Позже на блокпосту в н. п. Бессарабка 3 вооруженные члены вооруженных формирований отказали этому же патрулю СММ в проезде в восточном направлении, когда наблюдатели сказали, что хотят проехать в Новоазовск через н. п. Маркино».
14 августа. «На временном блокпосту ориентировочно в 3 км к востоку от н. п. Хорошово член вооруженных формирований (очевидно вооруженный) не пропустил патруль СММ, сославшись на «проведение операции в районе». На блокпосту вблизи н. п. Бессарабка член вооруженных формирований (очевидно вооруженный) сказал членам команды Миссии, что проезд дальше не разрешен, после того, как наблюдатели не предоставили план патрулирования. На блокпосту примерно в 3 км к северу от н. п. Марьяновка 6 членов вооруженных формирований (в форме с надписью «милиция») не пропустили патруль СММ. Причина не была названа».
16 августа. «На временном блокпосту возле н. п. Шевченко член вооруженных формирований запретил проезд патруля СММ. На блокпосту возле н. п. Бессарабка член вооруженных формирований снова не пропустил патруль СММ на юг к Новоазовску, объяснив это карантинными ограничениями. На блокпосту в н. п. Старомихайловка 2 члена вооруженных формирований (явно вооруженные) отказали наблюдателям в проезде, ссылаясь на безопасность команды Миссии.
17 августа. «В пункте пропуска на границе в н. п. Изварино член вооруженных формирований сказал наблюдателям покинуть этот район».
Также дополнительно можно оценить, как соблюдается «режим тишины» по всей линии фронта, по многочисленным видеосюжетам журналистов. Вот один из сюжетов, который демонстрирует, что происходит на фронте от Луганщины до Приазовья.
Вывод
Заявления и оценки ситуации на фронте со стороны Офиса президента противоречат отчетам СММ ОБСЕ, а также данным украинской разведки. Российские оккупационные войска не соблюдают режим тишины и, по всем признакам, продолжают подготовку к эскалации боевых действий (проводят инженерные работы, минирование территории, пополнение боеприпасов, нарушают режим отвода техники и тяжелого вооружения, проводят скрытую разведку и маскировку, и прочее). Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ объективно не может получить доступ ко многим участкам на оккупированных территориях из-за недопуска со стороны российских оккупационных сил, что потенциально может свидетельствовать о многочисленных дополнительных нарушениях, которые пытается скрыть российская сторона. Это обуславливает невозможность возложения на СММ ОБСЕ функции контроля за проведением местных выборов, потому что Российская Федерация не выполняет своих обязательств относительно вывода своих вооруженных формирований и продолжает военную агрессию против Украины.
Мониторинг подготовила Виктория Вольская специально для InformNapalm.
Распространение и перепечатка со ссылкой на источник приветствуются! (Creative Commons — Attribution 4.0 International — CC BY 4.0). Страницы сообщества InformNapalm в соцсетях: Facebook / Тwitter / Telegram.