Специалисты по противотанковому оружию литовской армии говорят, что жизни солдат дороже ракеты, а танку убежать от неё – “без шансов“.
Статью к публикации подготовили добровольцы Центра Гражданского Сопротивления «Res Publica«. Статья основана, опираясь на сообщения Литовской Армии, Министерства национальной обороны Литвы, Министерства обороны Эстонии, а также содержанием профилей Facebook InformNapalm и министра национальной обороны Литвы Арвидаса Анушаускаса.
“У нас нет яда, но у нас есть противоядие” – такое изречение подошло бы для иллюстрации возможностей тяжелой боевой техники Армии Литвы. Не секрет, что в Литовской армии нет танковых частей, как и самих танков. В Литве тяжелая техника есть, и немало — батальон союзников из США, дислоцированный на полигоне генерала Сильвестраса Жукаускаса, вооруженный современными танками, и боевая группа сил фронта НАТО, дислоцированная в Рукле (Йонавский район). Но у Литвы на самом деле есть два собственных танка, оба — экспонаты Военного музея Витаутаса Великого.
Однако Литва избрала более экономичный путь — “путь противоядия” — и уже более десяти лет использует одну из самых передовых противотанковых систем в мире произдводства США «Джавелин» [Javelin], после недавнего объявления о дополнительных приобретениях противотанковых комплексов «Javelin» для нужд Вооруженных сил Литвы недружественные Российские СМИ сообщили, что данная система неэффективна и неэкономична. О противотанковых возможностях армии Литвы, мифах и фактах разговариваем с двумя опытными специалистами вспомогательного вооружения, старшими сержантами механизированного батальона пехоты князя Вайдотаса Вооруженных сил Литвы Марюсом Олехновичусом и Олегом Магас.
Интервью со специалистами вспомогательного вооружения Армии Литвы
Для начала – коротко о себе: сколько времени вы служите в армии и чем занимаетесь в ней?
Олегас Магас: С 1995 года, в этом году 27 лет. Начинал стрелком, потом водителем разведывательного отряда — гранатометчик и радист, инструктор по вспомогательному оружию, затем в стрелковом батальоне старший стрелок и командир дивизии, позже заместитель командира взвода огневой поддержки, а сегодня я заместитель командира взвода автоматических гранатометов батальона Вайдотас.
Марюс, а вы?
Марюс Олехновичус: Служу с 2005-ого, пришел служить в батальон Альгирдаса, сразу попал в противотанковое подразделение. Я прослужил там 12 лет и прошел через все функции противотанкового взвода — от шофера, помощника, оператора, командира отделения.
Интервью со специалистами вспомогательного вооружения/ Фото: Иева Будзейкайте/ Апмия Литвы
Какого помощника и оператора?
M: Помощника оператора противотанковой системы «Javelin» и затем сам был оператором, тогда стал командиром подразделения и несколько лет назад пришел в батальон Вайдотаса, в противотанковое подразделение заместителем командира и до сих пор нахожусь на этой должности.
Какое основное оружие вашего взвода?
M: «Javelin‘ы».
Олег, ещё вопрос вам. Вы говорили, что были инструктором вспомогательного вооружения. Вы могли бы объяснить, что такое вспомогательное оружие так, чтобы и бабуля поняла? Что такое орудие поддержки, чем оно отличаются от ружья?
O: К вспомогательному вооружению относятся также крупнокалиберные пулеметы, автоматические гранатометы, оружие поддержки пехоты, то есть то, что есть в подразделении, пулеметы средней дальности, гранатометы…
A почему такое название – „вспомогательное оружие“?
O: Поскольку основное оружие пехоты — автоматы, они специально предназначены для поддержки подразделения (отряда из 10 бойцов — прим. ред.) или другого отряда огнем. Интенсивным, более мощным огнём.
M: да, прикрыть, поддержать манёвр оружием поддержки.
Хорошо, следующий вопрос вам, Oлег, так как служите с 1995 года. Какой первый гранатомет, первое противотанковое оружие вы увидели, когда начали службу?
O: Русский РПГ-7.
Вам, Maрюс, знакомо оружие РПГ-7?
M: Да. Доводилось и стрелять.
Стоит ли просить сравнения этого гранатомёта и «Javelin»?
M: Не стоит даже дискутировать. Нечего сравнивать. В действиях на Украине выяснено, что, например, танк Т-90 выстрел гранатомёта РПГ даже не ощущает. Экипаж даже чувствует, что в него попали.
O: Наш эквивалент теперь Carl-Gustav. Он многоразового применения, в литовской армии российский РПГ-7 уже давно заменен модификацией Carl-Gustav М3, у него больше дальность действия, шире выбор типов амуниции, это более серьезное оружие поддержки, чем предыдущие гранатометы.
Вопрос вам обоим. На сегодня, что есть у нас в армии из противотанкового вооружения, что оно из себя представляет?
O: Начнем с того, что есть в пехотном подразделении, у них гранатометы облегченные М72, одноразовые и АТ-4 одноразовые. Подразделение также имеет гранатомет Carl-Gustav М3, который является основным вооружением подразделения, отряда. Далее есть отдельные вспомогательные единицы, у которых есть…
M: У которых есть основное противотанковое оружие, которым является «Javelin». Если местность или обстоятельства не позволяют использовать «Javelin», то используем гранатометы Carl-Gustav, есть еще «Spike» (противотанковая ракета Spike — авт.), но мы с ними не работаем.
Ясно. К «Javelin» сейчас вернёмся, вокруг этого мы и выстраиваем весь разговор, РПГ-7 даже не углубляемся, это старое прошлое, как советский молот в армии, а вот гранатометы АТ-4 и М-72 — что с ними можно сделать, что это за единицы?
O: Они предназначены для стрельбы в легко бронированную технику, это транспортеры, боевые машины пехот и применяются на дистанции, где воюет пехота, то есть 300 метров. Это легкий пехотный гранатомет, так, грубо говоря, боеприпас помещается в ствол и любой солдат может взять и выстрелить.
M: Чего не сделаешь с автоматом, можешь сделать, выполнив выстрел из такого гранатомёта.
O: На сколько можешь забросить гранату? Тридцать метров, с подствольного (гранатомета — авт.) — уже 350 метров, но пробивная сила меньше, но если у вас серьезная цель, серьезная броня, то у пехотинца для такого случая одноразовый гранатомет за спиной засунут.
Так это простое оружие, эти одноразовые гранатометы, для них не нужна специальная подготовка специалиста?
M: Он обучается, каждый военнослужащий в подразделении должен уметь производить выстрел из имеющегося оружия, будь то водитель или командир подразделения, должен уметь пользоваться абсолютно любым оружием в подразделении.
А что за гранатомёт Carl-Gustav, из него тоже любой солдат стрелять может?
O: Здесь уже действует обученная команда гранатометчиков, у которой, во-первых, больший выбор боеприпасов, из дымных, светящихся, осколочных, броне пробойников, они уже выбирают тот боеприпас, который нужен по характеру задачи. Если на прицеле броневик — выбирают броне пробойник, если танк — выбирают броне пробойник покрепче…
M: Им нужен дым, им нужны осколки, они уже специалисты и после окончания курса специалистов они уже к этому подготовлены, так же как и пулеметчики, у них отдельная программа обучения.
Может ли Carl-Gustav нейтрализовать танк, например, T-90? Никто не пробовал, конечно. Но вопрос, нужны аргументы.
M: Смотря куда нацелиться. Если попадёшь в слабое место.
O: В этом смысле команда танка не будет рада попаданию, не будем забывать в начале, что танк это серьезный «аргумент» и легкие гранатометы, они наносят урон, но одним выстрелом не собьют, два, три выстрела — урон нанесут.
Марюс, вопрос вам – вы пришли сразу как противотанковец, какое в то время (2006-ых) было оружие в противотанковом отряде?
M: «Javelin’ны» сразу. В 2008 году я ими уже выполнял и испытательные стрельбы в качестве помощника, а в 2009 году был первый «Охотник» (Учения противотанковых подразделений Сухопутных войск «Охотник»), где я уже сам исполнил выстрел из «Javelin’на».
Что за оружие «Javelin»? Чтобы было понятно каждому человеку, особенно не имеющему ничего общего с армией? Это основное противотанковое орудие, оно эффективнее, чем штатные гранатометы?
M:Это уже ракета, а не граната. Оператор наводит на цель, а остальную работу на 95 процентов выполняет сам боеприпас. Практически 5 процентов зависят исключительно от стрелка. Настолько умное оружие.
Для уничтожения чего он предназначен?
M: В основном для тяжелой техники. Но можем и фортификационное оборудование, например, бункер, не может быть взято пехотой, здание оборудовано мастерски хорошо, недоступно, выстрел «Javelin» на и все. Так же мы очень успешно можем уничтожать летящие на нас или болтающиеся вертолеты, «Javelin» смело уничтожает вертолеты.
А какой принцип действия, как работает «Javelin»?
M: Оператор сканирует поле прицельным устройством, обнаруживает объект, идентифицирует его как цель и уничтожает, запускает ракету. Через прибор наведения вы видите танк, поджигаете ракету, а дальше все данные с прибора наведения передаются на ракету, ракета снимает цель, запущенная ракета так же постоянно следит за целью.
А если танк стоит в укрытии, в каком-нибудь «гараже»?
M: Мы можем уничтожать как стоящих в здании, так и стоящих в глуши, танку также нужно будет вылезти для наблюдения за открытой местностью. У “Javelin’а” есть два режима поражения, сверху и прямо, поэтому мы успешно уничтожим танк, стоящий в здании или в лесу.
Какова же вероятность избежать выстрела? Какова вероятность допустить ошибку, непопадание при стрельбе этой ракетой?
Из-за неправильной фиксации цели может произойти непопадание, но опять же, само оружие не позволяет выстрелить, если в устройство наведения неверно сведены «рамки». Не позволит вам зафиксировать цель. Процент попадания, я бы сказал, составляет 98%. Не попасть практически невозможно.
А по поводу скорости, можно ли как-то убежать от этой ракеты?
O: Никаких шансов
M: Без шансов. Он преодолевает два километра за считанные секунды. И даже если будет ехать колонна транспортных средств и в этой колонне будет цель, которая нам будет нужна, ракета попадет именно туда, куда был наведён прицел и произведен выстрел. Она будет все время следовать за целью и ударит именно по ней.
Может ли «Javelin» пробить тяжело бронированную технику, новейший танк?
M: Все танки теперь используют активную броню, которая срабатывает при выстреле по танку и взрывает боеприпас, уменьшая или отбивая действие. А вот у «Javelin» двойной заряд, первым активирует, вторым входит внутрь.
Что происходит с целью, когда «Javelin» попадает в неё?
M: Входит кумулятив (взрывная струя очень высокого давления — авт.) и температура внутри танка становится около 10 000 градусов, а это значит всё, всё, что находится внутри танка — боекомплект, оборудование, экипаж — все просто плавится. Боеприпасы тоже активируются, ничего не оставляя внутри танка.
Значит танк на кусочки не разрывает?
O: Башня танка летит в воздух…
M: Если он (танк — авт.) будет пустым, то наверняка будет выглядеть целым, только внутри все расплавится и запечется. А вот если он возит боезапас внутри, то он точно взорвется и разнесет танк.
Пример. На полигоне в Донецкой области под Мариуполем прошли очередные учения Вооруженных сил Украины со стрельбой из «Javelin». Итоги — танк российского производства уничтожен. Танк не защитила даже любимая россиянами активная броня типа козырька на крыше для защиты от «Javelin». Смотрет ВИДЕО InformNapalm.
Дорогие выстрелы «Javelin» или нет? Можем ли мы поговорить о цифрах? Сколько стоит выстрел из «Javelin»? С точностью до десятков тысяч евро?
O, M: До 100 000 евро. Примерно между 80-100 тысячами стоимость одного выстрела.
Тогда с другой стороны — все равно интересуетесь. «Javelin» дорогой, стоит ли стрелять из него? Сколько стоит изготовить танк?
O, M: Миллионы. Цены исчисляются миллионами, в зависимости кто изготавливает и что изготавливают.
O: зависит о каком танке идёт речь. Боевая машина пехоты грубо миллион стоит.
M: Танк стоит дорого, очень. Несколько миллионов. Мы и не стали бы уничтожать грузовики “Javelin’ами”, для этого есть другое оружие, для того оно и есть, если нам не нужна такая мощность, как “Javelin’а”, мы и не будем его использовать. Но я видел, как на миссиях снайперов уничтожали с “Javelin’ом”. Снайпер может нанести большой урон, а жизни солдат дороже ракеты.
O: Но, конечно, приходилось обучать украинцев, мы спрашивали, что самое страшное? Говорят — танк. Самое большое впечатление производит танк. Поэтому мы также всегда придерживаемся мнения, что целью «Javelin» является в первую очередь танк.
Последние вопросы, приходилось ли принимать участие в международных операциях?
M: Я был в Афганистане в 2013 году.
O: Три миссии в Боснии и Герцеговине, затем миссия в Ираке и Афганистане. Пять. На своей первой миссии в 1996-1997 годах я также был гранатометчиком.
Вашей жизни угрожала опасность?
M: Всё время. Но когда ты подготовлен… Всегда существует опасность, никогда не знаешь наедешь ли на взрывчатку или в тебя будут стрелять, но едешь, будучи готовым к этому.
O: Да.
Дополнительные резервы Javelin и поддержка Украины Литвой и Эстонией
Как сообщило Министерство национальной обороны Литвы, прямо перед самым Рождеством Госдепартамент США завершил процедуру информирования Конгресса США о продаже Литве противотанковых средств средней дальности «Javelin». Было согласовано, что количество продаваемых в Литву ракет, пусковых установок и другого оборудования «Javelin» было бы увеличено до 125 миллионов долларов США.
Как написал в своем профиле Facebook министр национальной обороны Литвы Арвидас Анушаускас- “Это до 341 ракет и до 30 пусковых установок, запасных частей и других средств технического обеспечения. Такая мощь (при уже имеющейся) позволила бы армии Литвы эффективно уничтожать бронетехнику агрессора.”
В ближайшее время Агентство оборонных ресурсов при Министерстве национальной обороны должно подписать новое дополнительное соглашение с правительством США на закупку части этой техники. Полученная из Соединенных Штатов Америки противотанковая система «Javelin» вносит особенно значительный вклад в укрепление обороноспособности и мощи Литвы, долгосрочное повышение боевых возможностей Вооруженных сил Литвы и усиление сдерживающего эффекта.
Министерство обороны Эстонии 30 декабря 2021 г. сообщило, что Эстония планирует передать Украине противотанковые ракеты «Javelin» и 122-мм гаубицы. «Эстония приняла принципиальное решение поддержать Украину вооружением и боеприпасами в нынешней сложной ситуации с безопасностью», — сказал порталу новостей ERR глава департамента международного сотрудничества министерства Пеетер Куймет.
По словам П. Куймета, необходимо получить согласие США на разрешение передачи «Javelin» Украине до принятия окончательного решения (это не должно вызвать никаких проблем — мнение ред.).
Калев Стойческу, авторитетный исследователь X (ICDS), поддержал намерения Эстонии в новостной программе ETV: „Украина получила большую помощь от США, Великобритании, Канады, Польши, Литвы, Германии — почему бы и не от Эстонии?“
«Javelin» на учениях Армии Эстонии / фото Арди Халлисмаа
Как сообщает Министерство национальной обороны Литвы на своей странице в Facebook – „Совет национальной обороны Литовской Республики на заседании 10 января обсудил важные вопросы безопасности и обороны и принял важные решения. Одна из резолюций — Увеличить поддержку Украины. Планируется увеличить количество инструкторов, материально-техническое и гуманитарное обеспечение учебно-боевой миссии в Украине.“
После заседания Совета национальной обороны министр национальной обороны Литвы Арвидас Анушаускас в своем профиле Facebook написал – „Мы рассмотрели и приняли важные решения в Совете национальной обороны. Один из них – продолжать поддерживать Украину всеми возможными способами.“
Время покажет, возможно и Литва последует примеру Эстонии, и в определение поддержки Украины „всеми возможными способами“, в том числе будут включены и убийцы российских танков — ракеты «Javelin» и их пусковые установки.
А тем временем порадуемся новостью об военной помощи от Великобритании для украинской армии. Великобритания подарила и срочно доставила в Украину тысячи единиц шведских переносных комплексов противотанковых управляемых ракет NLAW (англ. Next Generation Light Anti-tank Weapon), которая считается одной из лучших в мире, в классе легкого переносного противотанкового оружия.
Смотрет ВИДЕО Saab «NLAW — The Ultimate Tank Killer»
Читайте статью InformNapalm — Почему Великобритания передала Украине противотанковое оружие. Танки РФ на Донбассе
Иллюстрация обложки: Выстрел «Javelin»/ фото Литовская армия