
Публикуем для читателей сайта международного волонтерского общества InformNapalm очень интересную аналитическую статью, которую подготовил Максим Майоров, эксперт Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности. Статья содержит много ссылок на более ранние исследования и OSINT-расследования InformNapalm и собирает целый пазл, формирующий целостную картину возможностей, которые можно использовать в интересах Украины.
Возвращение на историческую арену
Гибридная война как маскарад – выводит на сцену колоритных персонажей. Среди таковых привычными уже стали русские казаки в овечьих папахах и красочных униформах с орденами.
Имеет место заблуждение, что российское казачество является полным аналогом украинских казацких сообществ, где люди просто носят свои костюмы и участвуют в общественной жизни, точно так же, как и другие неправительственные организации и объединения.
Нет. Российское казачество (донское, кубанское, терское и т.д.) выступает как сила, гораздо теснее связанная с государством и даже претендующая на власть на определенных территориях, которые считает историческими казачьими землями.
Это довольно многочисленный, достаточно пассионарный, хотя и весьма неоднородный и внутри противоречий элемент российского общества. Казаки – постоянные герои криминальных хроник, политических авантюр, горячих точек, этнической вражды и противостояния с демократической оппозицией.
Казачьи общества начали массово появляться еще при позднем СССР. В среде казачества не утихают дискуссии между «белыми» и «красными», демократами и приверженцами крепкой руки, сепаратистами и великодержавниками, «родовыми» казаками и теми, кто по записи. Казачьи общества собрали в себе политиков, бизнесменов, отставных силовиков, бандитов и просто искателей приключений, спаянных собственной иерархией, корпоративной культурой и идеологией.
Уже в российском законе «О реабилитации репрессированных народов» (апрель, 1991) казаки упоминаются среди других репрессированных культурно-этнических сообществ, имеющих право на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством. Следовательно, казаки стали претендовать на восстановление дореволюционных (1917) территориальных образований, таких как Область Войска Донского.
Учредительный «большой круг» Союза казаков в Москве, 1990 г.
Восстановить «справедливые границы» одновременно для всех желающих было невозможно физически, ведь административные линии внутри РСФСР постоянно менялись в пользу то одного то другого сообщества.
Больше всего территориальных споров у российских казаков с коренными народами Северного Кавказа, которые также активно принялись за создание государств. В кавказской политике казаки не отличались последовательностью ориентаций. Они враждовали с ингушами и адыгами, но дружили с ногайцами и осетинами, воевали за армян в Карабахе, однако нападали на армян Ростовской области, Кубани и Ставрополья. Периодически казаки мирились с Ичкерией и Конфедерацией горских народов Кавказа. Совместно с враждебными горцами казаки воевали против Грузии на стороне сепаратистской Абхазии.
Казацкая вольница 1990-х
Не раз российские казаки совершали попытки самоопределения посредством провозглашения отдельных «республик» и «войск», часто выступали даже с антиправительственных (антимосковских) позиций. Вот несколько примеров такой активности.
- 4 ноября 1990 г., Дагестан. Чрезвычайный съезд ногайцев и терского казачества принял Декларацию о самоопределении коренных народов Ногайской степи, провозгласив Казачье-Ногайскую Республику.
- 10 августа 1991 г., Карачаево-Черкесия. Провозглашение кубанскими казаками Баталпашинской Казачьей Республики.
- 17 августа 1991 г., Карачаево-Черкесия. Провозглашение кубанскими казаками Казачьей ССР (Зеленчужско-Урупской Казачьей Республики).
- 17 ноября 1991 г., Северная Осетия. Большой круг терского казачества предложил создать Терскую Казачью Республику.
- 30 ноября 1991 г., Карачаево-Черкесия. Объединение Баталпашинской и Зеленчужско-Урупской республик в Верхне-Кубанскую Казачью Республику.
- 14 декабря 1991 г., Краснодарский край, Армавир. Съезд казаков Лабинского отдела Кубанского казачьего совета провозгласил Средне-Кубанскую Казачью Республику.
- 21-22 марта 1993 г., Ростовская область. Приказ Совета атаманов Союза казаков Области Войска Донского об объявлении особого положения в Войске Донском, формировании войскового правительства, введении военного положения, взятии под охрану всех административных зданий и объектов жизнеобеспечения, создании военного трибунала для суда над всеми, кто будет сопротивляться. Вооруженные казаки оцепили здание областной администрации, в ряде мест произошли столкновения с милицией и волнения.
- 7 августа 1993 г., Ставропольский край, Минеральные воды. Сидячая забастовка казаков Терского казачьего войска на путях железной дороги и автотрассе Ростов-Баку в знак протеста против отсутствия реакции федеральных властей на угрозы для русских и казачества в республиках Северного Кавказа.
- 27 августа 1994. Договор о дружбе и сотрудничестве между Чеченской Республикой Ичкерия и Всевеликим Войском Донским, подписанный президентом ЧРИ Джохаром Дудаевым и атаманом ВВД Николаем Козицыным (в 2014 году этот персонаж засветился на Донбассе, но казаков тупо кинули московские кураторы «Новороссии»).
- 13 декабря 1996 г., Ставропольский край, Минеральные воды. Терские казаки вновь заблокировали железнодорожные пути и вход в аэропорт, выдвинули требования прекратить преследование казаков за хранение оружия, роптали из-за проигранной первой Чеченской войны. Волнение терцев продолжались в течение декабря 1996 – января 1997 года.
В целом во время бурных 1990-х казаки зарекомендовали себя организованной действенной силой. Чтобы не иметь с ними хлопот, а наоборот направить в нужное для себя русло, Москва начала работать с казачеством. Уже тогда многие казаки сознательно стали инструментом реализации имперских целей, воюя в Приднестровье, Абхазии, Боснии, дестабилизируя ситуацию в Украине и Казахстане.
Карта возрожденного Всевеликого Войска Донского на месте Ростовской и Волгоградской областей России. Идеал современных донских казаков
На государственной службе
В августе 1995 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О государственном реестре казачьих обществ в РФ», предусматривавший учет казачьих обществ и возложение на них функций по несению государственной службы. Казаки стали реестровыми, они получили легальную возможность создавать территориальные военизированные формирования во главе с атаманами и заниматься специальной и военной подготовкой. Российских казаков стали привлекать к правоохранительной деятельности, гражданской и территориальной обороне, охране государственной границы, проведению военно-патриотического воспитания молодежи и ряду иных функций.
Нигде, кроме России, казачьи общества не имели столь широких полномочий от государства. Но под влиянием российского казачества его последователи в Украине и в других странах также занимались военизированной подготовкой и проявляли себя как активная пророссийская сила.
Из соображений престижа или поиска привилегий в казаки начали записываться все подряд – вплоть до пророссийских чеченцев.
Именно как организованные иерархические сообщества, а не как стихийные добровольцы, кубанские казаки приняли участие в оккупации Крыма, а донские – во вторжении на Донбасс в 2014 году. В рамках единого замысла агрессии казакам была отведена своя роль и зона ответственности.
Боевики Таманского отдела Кубанского казачьего войска во время блокирования въезда в Крым в районе Перекопа, март 2014 г.
Боевики Казачьей национальной гвардии в оккупированном Перевальске (Луганская область), сентябрь 2014 г.
По некоторым сведениям, куратором направления использования казаков в гибридной агрессии против Украины является депутат Государственной думы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин, который также является членом Совета по казачеству при президенте РФ.
Как уже отмечалось, в казачьих обществах присутствует много военных, правоохранителей и ветеранов горячих точек разных поколений. Там их специфический опыт аккумулируется, делая казачество прекрасной рекрутинговой базой для путинских частных военных компаний.
Огосударствление казачества в России продолжается. В ноябре 2019 года по указу Путина было создано Всероссийское казачье общество, объединившее 11 войсковых казачьих обществ. Среди задекларированных целей организации – «повышении роли российского казачества в решении государственных и муниципальных задач».
Последняя тенденция – обсуждение идеи о включении казаков в Росгвардию и создании специальных казачьих частей в составе этого ведомства.
Казачьи формирования в российских вооруженных силах
Кроме разрешения на создание парамилитарных формирований Москва открыла казакам возможность создавать свои части в регулярной российской армии.
Президентский указ «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона РФ и государственной поддержке казачества» (март 1993 г.) поручал утвердить список казачьих соединений и частей вооруженных сил РФ и присвоить им казачьи наименования для прохождения в них военной службы казаками. Кроме того, предстояло разработать положение о земельных отношениях с казаками, проходящими военную службу.
Уже во время Первой Чеченской войны участие в боях в составе федеральных сил принял 694-й отдельный мотострелковый батальон имени генерала Ермолова, сформированный в феврале 1996 года из добровольцев – терских и кубанских казаков. Однако эта часть просуществовала недолго и была расформирована еще до завершения войны.
Более длительный послужной список имеет другое казачье формирование, запятнавшее себя кровью во время боевых действий в Чечне, Дагестане, Грузии и Украине. В ноябре 1993-го казаки Кавказского линейного войска договорились с секретарем Совета безопасности РФ Олегом Лобовым о присвоении статуса казачьей 21-й отдельной воздушно-десантной бригаде. Не менее трети личного состава части должны были являться казаками. В следующем году бригада получила название «Ставропольская казачья» (по месту пункта постоянной дислокации).
После окончания Первой Чеченской войны бригаду реорганизовали в 247-й десантно-штурмовой Кавказский казачий полк (в/ч 54801, Ставрополь). Он вошел в состав 7-й гвардейской десантно-штурмовой горной дивизии.
Эмблема 247-го десантно-штурмового Кавказского казачьего полка
Оккупанты из 247-го казачьего полка были зафиксированы в боях под Иловайском в августе 2014 года. В октябре того же года командир 2-го батальона этого полка Станислав Ершов приступил к исполнению обязанностей заместителя командира 6-го отдельного мотострелкового казачьего полка имени Платова 2-го армейского корпуса «ЛНР».
247-й быстро попал в боевые сводки нового этапа российско-украинской войны, начавшегося в феврале 2022 года. Командир роты полка Нурмагомед Гаджимагомедов стал первым официально признанным Москвой погибшим российским военным. (Правда, учитывая его имя и место рождения, тот, скорее всего, был лакцем по происхождению и вряд ли считал себя казаком).
Казаки-десантники, как и остальные российские войска, получили жесткий отпор от защитников Украины. 5 марта в бою был уничтожен командир 247-го полка полковник Константин Зизевский.
Казаки против империи
После вольницы 1990-х кажется, что пришло время полного симбиоза российского казачества с путинским режимом. Казаки получили от Москвы широкие привилегии и полномочия. Находясь на службе диктатуры, они запятнали себя перед миром как каратели и агрессоры.
Не умаляя тяжести преступлений, за которые виновные должны понести строгую ответственность, все же стоит попытаться взглянуть на российское казачество как на фактор, который может быть использован против путинской империи на пользу Украине.
Отношения правящего режима с казачеством далеко не безоблачны. И если оппозиционные голоса сейчас не слышны, это не значит, что отсутствуют оппозиционные настроения.
Во-первых, казаки продолжают исповедовать идеал самоопределения в виде собственных самоуправляющихся административно-территориальных образований. Ни Ростовская область, ни Краснодарский или Ставропольский край таковыми не являются.
Не имея возможности воссоздать Войско Донское в Ростовской области, Казачья национальная гвардия Козицына попыталась это сделать на территории оккупированной Луганщины. В конце 2014 года разразился острый конфликт между донскими казаками и администрацией так называемой «ЛНР». Дошло до вооруженных столкновений и взаимных публичных обвинений. В результате противостояния донцы проиграли: часть их была убита, часть изгнана из ОРДЛО, а остальные подчинены централизованному командованию российско-террористических войск.
Никоим образом не были разрешены противоречия между терскими казаками и горцами. Терцы проигрывают коренным народам Кавказа демографически. Кроме того, путинский режим сделал ставку на Кадырова, похоронив мечты казаков о землях равнинной Чечни на левобережье Терека.
Во-вторых, в среде «родового» казачества имеет место сильное недовольство превращением казаков в легион путинских опричников. Большинство российского реестрового казачества, по мнению «родовых», просто «ряженые», «реконструкторы» и искатели привилегий.
«Родовые» убеждены, что настоящими могут считаться только казаки по происхождению, имеющие казацких предков в своей генеалогии. Следовательно, свое движение «родовые» рассматривают как этническое, направленное на национальное самоопределение.
Эти оппозиционные казаки идеализируют дореволюционное казачество и русское белое движение, а путинский режим считают чекистским и продолжателем большевистской традиции.
Хотя в общей массе оппозиционные «родовые» казаки составляют меньшинство, их голос слышен. Своими заслугами на ниве возрождения казачества они заработали высокий авторитет, а преследование кремлевским режимом создало для них ореол мучеников. Среди таких можно упомянуть, например, Всеказачий Общественный Центр атамана Александра Дзиковицкого и окружение казачьего мецената и просветителя Владимира Мелихова. После 2014 года они демонстрировали проукраинскую и прозападную позицию.
Атаман Александр Дзиковицкий
Бремя войны и санкций будет ставить перед регионами и организованными сообществами в РФ вопросы о вариантах смягчения негативных последствий путем сепарации от Москвы. Не все найдут в себе мужество стать на этот путь, не везде найдется надежная социальная опора и идейный бекграунд для сецессии (отсоединения).
Однако регионы, где традиционно сильно казачество, имеют и потенциал, и традицию борьбы за независимость. Им не обязательно иметь проукраинские настроения, вопрос будет стоять о выживании, а не о симпатиях. А в интересах Украины иметь соседями маленькие, пусть и не дружественные, казачьи республики, а не одну громадную и враждебную Россию. Бесспорно, реализация интересов требует приложения усилий по их достижению.
В заключение несколько слов о казачьей Кубани. Этот регион украинцами романтизирован как самый большой украинский этнический массив, оставшийся за границей. Кубанцы, как и украинцы, выводят свои исторические традиции от запорожского казачества. Край, до сих пор рудиментарно украиноязычный, несмотря на десятилетия русификации.
Однако политически Кубань стала Украине даже более чужой, чем соседний русскоязычный Дон. Для кубанского казачества, как и для терского, актуальные политические ориентиры сформировались под влиянием конкуренции и противостояния с коренными народами Северного Кавказа. Поэтому на Кубани больше шовинизма и более сильная русская великодержавная идея. Похоже, что культурная близость с Украиной для кубанцев скорее является раздражителем, нежели основанием для солидарности.
Конечно, среди кубанцев есть искренние украинские патриоты, однако не они задают общий тон. Если работать с Кубанью, то будет более перспективно вкладываться именно в кубанскую казачью независимость, чем в украинскую соборность «от Сяна до Кавказа».
Читайте также: Обращение воюющей Украины к народам России