Есть песня, посвященная портовому городу Очамчира (ოჩამჩირე) во временно оккупированной Абхазии — Сакартвело, со словами «Все мы любим город мира, город солнца и тепла». Так ли это?
Судьба города не так проста, в 1992-1993 гг Очамчира сильно пострадал на фоне т.н. грузино-абхазской войны, конфликта который был инспирирован Ельцинским режимом РФ. Город почти что опустел, когда его население, преимущественно грузины, были вынуждены оставить свои дома.
После войны, официальное российское присутствие в Очамчире закончилось 1998 году, с выводом 6-й бригады пограничных кораблей и береговой базы снабжения-ремонта. Но в регионе, до российского вторжения в Сакартвело 2008 года россияне находились с циничным статусом «миротворцев», используя береговой полигон в Нагвалоу в Очамчирском районе. Так же, рядом с портом негласно базировалось пара установок «Точка-У» от 1-й краснодарской ракетной бригады, которые наносили удары по порту Поти в 2008 году. С 2009 года, после признания «независимости» Абхазии, в очамчирский порт вновь вернулись россияне, оборудовав погран-городок Береговой охраны и Пункт базирования сторожевых катеров береговой охраны ПС ФСБ.
Сейчас порт Очамчира делят между собой российские пограничники и абхазцы которые держат там несколько сейнеров, а так же используют причал для отгрузки угля и лома на турецкие контрабандные сухогрузы.
В начале октября 2023 россияне анонсировали создание Пункта постоянного базирования ЧФ в порту Очамчира, хотя договор с абхазами официально подписан был еще в 2009 году. Судя по всему, это связано с тем «дискомфортом», который ЧФ испытывает во временно оккупированном Крыму и даже в Новороссийске.
Что принесет базирование военно-морской базы Абхазии и Очамчира? Да ничего хорошего для местных.
По информации наших источников из оккупированного региона, начало работ по оборудованию пункта ЧФ РФ в Очамчире намечено на начало следующего года. В связи с этим, среди российских морских пограничников растет недовольство и ходят слухи, что им вместе с семьями придется покинуть обжитый городок и уступить его военным морякам. В лучшем случае с перебазированием в Сухуми, ну а в худшем — на голое место в район озера Скурча.
Недовольство присутствует и среди абхазского населения, так как с приходом в 2009 году береговой охраны, это никак не посодействовало какому-либо развитию города. А с открытием базы ЧФ, тесный порт будет закрыт для абхазских рыболовецких сейнеров, а так же для турецких контрабандистов. С вероятностью перебазирования пограничников в Скурча, под угрозой закрытия окажется туристический потенциал возле озера и тем более перспектива «особой экономической зоны «Скурча»», о чем абхазы грезят не один год.
Резюмируя выше изложенное, можно сказать, что россияне декларируют усиление милитаризации оккупированной части Абхазии, преследуя ряд целей. В том числе, военное присутствия в Очамчире, будет дестабилизирующим фактором для подконтрольной Тбилиси территории, в частности для строящегося порта Анаклия.
Вся эта затея сомнительна. Навряд ли РФ в нелегкое для нее время, вложиться в развитие Очамчирского порта под военные нужды, так как бухта слишком мала и не рассчитана для приема и базирования большого количества кораблей, тем более там нет никакой инфраструктуры. Вероятно, порт будет временным убежищем для некоторых кораблей ЧФ из-за страха быть потопленными в Крыму и Новороссийске.
При любом раскладе, абхазским сепаратистам от этого не станет легче и это уже проверено Тремя десятилетиями российского присутствия — международная изоляция, энерго-кризис, разруха, безработица и никаких перспектив.
Публикацию подготовил сооснователь международного волонтерского сообщества InformNapalm, OSINT-эксперт Иракли Комахидзе — OSINT Georgia.