В последнее десятилетие США переводит свой геополитический взгляд с Европы на Азию. И, как предсказывал французский историк Фернан Бродель, ось Нью-Йорк – Лондон меняется на ось Лос-Анджелес – Пекин. На фоне этого глобального процесса теряется интерес США к Восточной Европе в целом и к Украине в частности.
На протяжении многих лет США не проявляли большой политической и экономической заинтересованности в Украине как государстве. Наша страна не попадала в круг важных для Америки геополитических интересов. Вашингтон мало интересовала внутренняя политическая жизнь в нашей стране.
В общем, стабильным курсом США является поддержание стран с демократическим строем, уважением к свободе волеизъявления и слова. И это отнюдь не пафосные лозунги и пропагандистская мишура, а трезвый расчет, ведь демократические общества более стабильны и надежны как союзник.
После окончания Второй мировой войны и становления двухполярного мира идеология стала основным мотивом в противостоянии США – СССР. Чтобы войти в один из блоков, страна должна была принять соответствующую идеологию и политическую систему. После развала Советского Союза Россия утратила идеологическую подоплеку и частично приняла западные ценности. Был даже момент, когда появилась надежда на интеграцию России в западную политическую и ценностную систему.
Но, к сожалению, российские правящие круги, в силу своего страха потерять власть и невозможности реформировать страну согласно либерально-демократическим, экономическим и политическим принципам, развернулись в сторону реконструкции империи – регионального гегемона. В своем интервью нескольколетней давности ведущий американский международный аналитик Джордж Фридман подчеркнул, что Путин очень умело выстроил систему сателлитов вокруг России. Такая конструкция даже намного выгодней экономически, чем Советский Союз: в де-юре независимые государства не нужно постоянно вливать огромные суммы денег для их модернизации и развития – они просто сидят на игле небольших дотаций и скидок на углеводороды. Также Россия всячески поддерживает коррумпированные режимы у своих границ. В коррумпированном обществе легче удаленно управлять руководством страны за счет компромата и шантажа.
Экономико-политической амальгамой для этой системы должен был стать Евразийский союз.
Украина всегда была очень важна для поддержания региональной гегемонии России, но в то же время было тяжело удерживать ее в сфере своего влияния. После Оранжевой революции Москве стало ясно: нужно иметь запасной силовой план на случай нового провала политико-экономических манипуляций. Конечно, аналитики из Вашингтона хорошо это понимали и следили за процессами, реализуя свое видение исходя из геополитических интересов США по балансу сил в Восточной Европе.
В политически и экономически переломный момент для Украины РФ нарушила не только границы нашей страны, но и бросила вызов всей мировой системе безопасности, в том числе и ядерной. Отныне никакая из демократических стран не застрахована от грубого вмешательства агрессивного соседа под надуманным предлогом. А это уже несет прямую угрозу авторитету и безопасности Соединенных Штатов. Можно ли гарантировать безопасность своим друзьям и союзникам в таких условиях? Ввязываться в новую гонку вооружений не просто банально дорого, а очень дорого, даже для Вашингтона.
Навскидку, только ядерное перевооружение обошлось бы в сумму 1-2 триллиона долларов. В отличие от обычного вооружения, которое впоследствии можно продать и заработать денег, это сумма, которая попросту изымается из экономики и будет идти чистыми потерями. Добавьте стоимость поддержания этого хозяйства в боеготовном состоянии. Плюс к этому экологические аспекты и общая невозможность применить ЯО на практике без уничтожения планеты, точнее, 95% ее биосферы.
Резюмируя: США были поставлены перед жесткой необходимостью реагировать на агрессию России. Причем реагировать не как обычно – малыми (относительно) денежными и организационными ресурсами, которые никак не отражаются на экономической и социальной ситуации в их стране, а всерьез, возводя проблему в ранг основной, с выделением огромного комплекса ресурсов на самом высоком уровне.
Перед Вашингтоном встал вопрос выбора тактики реагирования на возникшую угрозу со стороны России: вырубание или удушение.
Вырубание – активная тактика прямого военного вмешательства: поставка современного оружия, военных специалистов Пентагона и ЧВК, приближенных к Пентагону. Плюс, в дополнение к военным мерам, экономическая блокада: арест счетов, самолётов, судов, физлиц и т.д. Проблема всё та же – это очень дорого. Дорого финансово, дорого в репутационном плане («почему эти американцы лезут, куда ни попадя»), дорого по человеческим ресурсам (жизнь американского солдата является абсолютной ценностью и потеря даже одного – серьёзная проблема для страны). Весьма поучительными были и провальные военные кампании в Афганистане и Ираке. Они показали, что войну выиграть несложно – сложно и почти невозможно с помощью внешней силы наладить мирную жизнь. Гораздо менее рискованно применять удушение – санкции вместо бомб; экономическое удушение вместо военного истощения. Перефразируя Путина – принуждение к миру несиловым путем.
Если США решили отложить в сторону военные методы и сосредоточиться на политических, то внешнеполитическая доктрина РФ эволюционировала в прямо противоположном направлении. Конечно, и для России война несет большие риски, наверное, даже большие, чем для Америки, но прежде чем пожирать, Москва, как паук, решила подготовить свою жертву к усвоению. Более 20 лет Вооруженные силы Украины умышленно разрушались путем ресурсного истощения, уничтожения материально-технической базы и деструктивной кадровой политики. Особенно отличились в этом министры обороны Саламатин и Лебедев, которых принято считать прямыми агентами Кремля. После такой обработки Украина выглядела легкой мишенью. Полная сдача национальных интересов готовилась к моменту президентских выборов 2015 года. На случай фиаско Януковича российские танки готовились к легкой прогулке в Киев.
Майдан, который ожидался ко времени президентских выборов, случился раньше. Он реально спас Украину от потери независимости. Был ли он поддержан западными спецслужбами – вопрос к осведомленным. Скорее, причина протеста – в неуёмной жадности и непроходимой тупости властной верхушки, правящей в то время и находящейся в сфере влияния Кремля. Можно предположить, что Штаты знали о готовящихся Кремлем планах по изменению мирового порядка и как-то готовились этому противодействовать.
Россия, имея перед собой пример Ирана, также готовилась к возможным санкциям. В апреле 2013 года РФ начала готовить свою платёжную систему, аналог СВИФТа, только в масштабах страны. Сейчас она проходит тестирование и к лету/осени будет окончательно внедрена. Были попытки и других вариантов «импортозамещения» технологий, например попытка купить «Опель» как источник технологий для автопрома. Хотя хотели как лучше, а получилось как всегда.
Крым как акт мародёрства со стороны Путина стал поводом для выбора сценария удушения России Соединенными Штатами. Изначально американцы хотели просто подвинуть «русского медведя» и немного «постричь ему когти». Было несколько некрасивых историй с принудительной продажей доли БП в нефтепроводе ВСТО и доли «Шелл» в сахалинских нефтяных месторождениях. Крым стал тестом на вменяемость РФ как государства, в котором РФ показала себя государством-мародером, грабителем – наглым и жадным.
Путин тест на лидера цивилизованной страны, соблюдающей законы и соглашения, держащей слово перед мировой общественностью, не прошёл. За РФ принялись всерьёз. В марте был сделан выбор в пользу жёсткого удушения РФ. План был гибок и инвариантен. До какого-то момента создавалась видимость попыток образумить зарвавшуюся бензоколонку путем переговоров. Но это больше для того, чтобы зверь поплотнее залез в петлю. Было уже ясно, что РФ наплевала на все международные договорённости по безопасности.
Далее неважно, что делала Россия и страдала ли от этого Украина. США медленно и методично делали своё дело. В их интересах было, чтобы Украина сохранилась как государство и предмет спора.
— Договор с саудитами. Предмет договоренностей, достигнутый с ними, заключается в том, чтобы не уменьшать добычу нефти. Далее тянули время, чтобы получить максимальный эффект, который достигался при условии минимальных в данной ситуации потерь заинтересованных сторон, подготовки и адаптации к новым условиям экономического рынка более слабых, неподготовленных союзников.
— В Европе один за одним вступают в строй терминалы по приёму СПГ как контрмера против усиливающегося энергетического шантажа и давления Путина по отношению к цивилизованным странам данного региона.
Попытка умиротворить агрессора.
Совершенно смешные санкции и бесполезные переговоры, нужные лишь для того, чтобы Меркель и Олланд имели возможность убедиться в их бесперспективности , с одной стороны, и выиграть время для работы с формированием общественного мнения в странах Европы о недоговороспособности России – с другой. Также нужно учитывать внутренние политические противоречия и борьбу как внутри Евросоюза (недовольство со стороны некоторых членов ЕС поведением Германии и Франции по отношению к Греции и некоторым другим странам Союза, принятием новых членов и т.д.), так и на международной арене в целом (сторонники более радикальных, жестких мер по отношению к России – в основном относительно молодые члены ЕС – Польша и Прибалтика).
— Наступил период ожидания повода для введения более жёстких мер, так как цивилизованным политикам было несложно спрогнозировать, что, переступив черту законности, допустив бесконтрольный завоз оружия боевикам и поощряя насилие, рано или поздно случится непоправимое. И случилось. Боевики не хотели сбивать «Боинг», но не могли его не сбить. Это запрограммированный результат агрессивной политики беззакония, поощрявшейся Путиным, и миру еще предстоит узнать, был ли это прямой приказ. Не этот самолет, так следующий. Не было бы самолета, было бы что-то другое. Через два дня после случившегося нефть пошла вниз.
— Американцы распечатали стратегический нефтяной резерв и вылили на рынок немного нефти. Ровно столько, чтобы задать динамику цены вниз. Правая лапа попала в капкан.
— Далее произошёл прямой ввод частей российской регулярной армии в Украину. Иловайск. Побудем законченными циниками: Иловайск – наша победа. Введён третий пакет санкций, пусть и в несколько обрезанном виде. В т.ч. запрет на поставку оборудования для нефтедобычи в неблагоприятных условиях и ограничения кредитования госкомпаний РФ. За нефтью ушёл фондовый рынок. Путинская Россия даже не поняла всю мощь удара и не осознала сумму, в которую обошёлся Иловайск. 60-80 млрд только прямых убытков, непрямые и косвенные плохо укладываются в голове. Российская элита выводит капиталы, сворачивает бизнес и вывозит семьи. Те, кто смог вывести деньги в сентябре, свысока смотрят на тех, кто не успел.
— Рубль летит вниз. Цена на нефть падает.
— Красивейшая атака на рубль 16 декабря 2014 года. Когда-нибудь детали этого события рассекретят и впишут в учебники. Этакий намёк – оставьте в покое аэропорт в Донецке. Далее Дебальцево. Вернее сразу падение ДАП, которое было оплачено ещё парой десятков млрд дол.
— Дебальцево и Минские договорённости – это уже три лапы «русского медведя» уже в капкане.
Теперь наши дни. Россия проиграла в газовой войне. Прямые потери – 6-8 млрд долл. за недопоставленный газ. Плюс неоценимые репутационные потери, а репутация, как говорится, дороже золота. Европа планомерно строит терминалы СПГ, занимается энергосбережением и серьёзно настроена спрыгнуть с газовой иглы путинской России. Переоборудуются газопроводы на возможность реверса. Американцы практически готовы поставлять в Европу газ и нефть. С Ирана снимают санкции. Персы ликуют. У них реально национальный праздник. Они серьёзно настроены на потепление отношений с США и, главное, рост собственного благополучия. Россия проиграла в нефтяной войне. У неё забрали возможность манипулировать миром с помощью не только газовой, но и нефтяной трубы.
Некоторые политики начинают понимать, что дело может обернуться эмбарго на энергоносители в ближайшем полугодии. Причём без скачка цен на нефть (как было в случае с Ираном, который продавал потом нефть Китаю с дисконтом и зарабатывал определённые деньги). Через три месяца США будут ждать повод ввести эмбарго, имея полную возможность сделать его безболезненным и даже выгодным для себя. Их коммерческие емкости заполняются с неимоверной скоростью (+85 миллионов баррелей за 2,5 месяца. Такими темпами через 3-5 месяцев все хранилища, включая законсервированные трубопроводы и зафрахтованные супертанкеры, будут заполнены).
Российские аналитики это видят, но не факт, что способны донести до Путина и его окружения реальную информацию о последствиях такой политики.
Решения Кремля могут быть разными.
1) Сворачивание реальной поддержки бандформирований на оккупированных территориях и попытка втолкнуть псевдореспублики в Украину по Минским договорённостям.
2) Помощь оружием и боеприпасами, но отвод регулярных вооруженных сил РФ. Это попытка избежать новых санкций и эмбарго.
3) Поиск предлога, пусть даже надуманного, для полномасштабного ввода войск в Украину.
У Путина ещё есть 3-4 месяца до момента, когда его смогут легко экономически похоронить. Поэтому он еще может воспользоваться ситуацией. И тут все зависит только от нас – будет на РФ наложено эмбарго за взятие Авдеевки и Мариуполя или только за попытку взятия.
Вероятно, Путин пойдёт по второму варианту. Насколько это возможно, повысит боеспособность местных бандформирований оружием, боеприпасами и добровольцами (реальными, а не частями регулярных ВС РФ). И пустит их в бой. Ему нужна хоть одна масштабная победа наемников без вмешательства федеральных частей. Будут идти по пути наименьшего сопротивления, с минимальным охватом, «облизывая» края, скорее всего по водохранилищам. Мелочёвка вроде Верхнеторецкого или Крымского не в счёт. Нужен либо котёл, либо крупный промышленный центр. У боевиков, по сути, останется только два варианта: охват по водохранилищам, Попасная.
Спонсирование местных боевиков в Украине, так называемого ополчения, практически незаметно в масштабах прочих потерь.
1) Техника – около 1500 единиц: 700-800 млн долл.
2) Боеприпасы – по цене логистики: 150 тысяч тонн. Около 15-25 млн долл., плюс оплата восстановления ж.д. и т.д.
3) Наемники-боевики с учётом ротаций – 60-80 тыс.чел. При средней цене вместе с вербовкой 3-5 тыс.дол./чел. – 200-300 млн долл., плюс ещё столько же на местных ополченцев.
4) Солярка и ГСМ – 100-200 млн долл.
5) Самое дорогое – содержание регулярных боевых частей РФ. Можно сделать предположение о двух вмешательствах по 0,5 млрд долл.
Итого: примерно 2,5 млрд дол. По сравнению с потерей 150 млрд долл. ЗВР это меньше 2 процентов.
Остальные варианты – только если Путин пойдёт по третьему пути…
Richard Stock, специально для InformNapalm
* Проверено редактором.
No Responses to “Почему дзюдоиста Путина взяли на удушающий”