Данная статья была опубликована во «Франкфуртской общей газете» (FAZ) 17 августа этого года. Взгляд журналиста одного из ведущих изданий Германии на происходящее в Украине и о влиянии на это Запада.
Недовольство западным вмешательством в Киеве.
Меркель и Олланд якобы повлияли на текст реформы украинской Конституции
Автор: Konrad Schuller
Киев, 17 августа 2015
Страшный сон украинских политиков выглядит приблизительно так: Запад, измученный кризисами, войнами и потоками беженцев, решает избавиться хотя бы от одной горячей точки в мире и под столом заключает соглашение с Россией — поддержка Украины незаметно снижается, претензии Москвы на гегемонию тайком признаются. В обмен президент Владимир Путин помогает в других горячих точках: Сирия, Иран, Корея.
Очень живо сформулировал недавно эту обеспокоенность Валерий Чалый, до недавнего времени главный внешнеполитический советник Петра Порошенко, а теперь — посол Украины в Вашингтоне. В одном из интервью он упрекнул Запад в том, что Минские соглашения, которые были подписаны президентами Франции, Украины и России, а также бундесканцлером Германии Ангелой Меркель в феврале этого года, постоянно истолковываются во вред Украине. Несмотря на то что Москва даже не думает выполнять свои обязательства — например, вывести своих солдат из оккупированного промышленного региона Донбасс, — европейцы продолжают настойчиво требовать от Украины выполнения всех подписанных ею условий Минского соглашения. К ним относится и предоставление особого статуса пророссийским сепаратистским областям на Востоке, включая собственную «народную милицию», экономическую помощь и особые региональные отношения с Россией.
Этот упрек Западу был высказан также заместителем председателя Верховной Рады Оксаной Сыроед, известной представительницей прозападного гражданского движения. По ее мнению, Запад в своем предупредительном отношении к Москве не останавливается даже перед тем, чтобы мощно влиять на проводимую сейчас реформу украинской Конституции. В разговоре с одной из газет Сыроед, которая является в парламенте членом проевропейской фракции «Самопомощь», раскритиковала в первую очередь Меркель и французского президента Франсуа Олланда: 14 июля, непосредственно перед первым голосованием по поводу конституционной реформы по децентрализации Украины, которая до сих пор превозносилась Европой, Меркель и Олланд по телефону осаждали президента парламента Володимира Гройсмана, близкого к Порошенко, просьбами внести в текст Конституции дополнительные условия, которые служат «исключительно интересам России». На следующий день проект Конституции был якобы действительно дополнен соответствующими поправками, а еще днем позже Верховная Рада в первом из нескольких необходимых голосований одобрила измененный документ. «Нам было это навязано нашими союзниками, — заявляет теперь Сыроед. — Эти изменения в последний момент связаны со звонками Меркель и Олланда».
Изменения в проекте Конституции, которые так возмущают Сыроед, выглядят на первый взгляд совершенно безобидно. В пункте 18 с виду довольно безобидно написано: «Структура местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей будет определена отдельным законом». Почему это условие выглядит в ее глазах как троянский конь России, Сыроед объясняет так: «Так называемый особый закон, о котором здесь идет речь, уже существовал в проекте — и он дает Москве все, что она хочет: самоуправление для сепаратистских областей вместе с собственной милицией и особыми отношениями с Россией. Если планируемая украинская реформа предпишет вступление этого закона в силу, он фактически станет «оружием России». Он позволит сепаратистам на Востоке иметь самоуправление и вооруженную власть, прежде чем Россия выведет оттуда свои войска, и только упрочит влияние Москвы на Украину. Тем самым Конституция станет оружием России».
Где же правда в словах Сыроед? Во-первых, закон, о котором она говорит, был действительно принят, причем со всеми уступками сепаратистам, уже в сентябре прошлого года. Но так как президент его до сих пор не подписал, он не вступил в силу. В борьбе с Россией это, таким образом, является весомым предметом торга украинских парламентеров.
Не лишен оснований и рассказ Сыроед о нашептываниях из Германии и Франции. Телефонный разговор в последнюю минуту, в котором, по словам Сыроед, Меркель и Олланд требовали от Гройсмана дополнений к тексту проекта Конституции, действительно состоялся, что подтверждается сообщением на сайте пресс-бюро бундесамта. Было это 14 июля — за день до того, как текст действительно был изменен. В берлинском сообщении написано, что бундесканцлер и французский президент «недвусмысленно» одобрили внесение в Конституцию соответствующих пассажей о Восточной Украине, «как это предусмотрено в Минских соглашениях». Но повлияли в тот момент не только Берлин и Париж. Вашингтон подталкивал Украину в том же направлении. 15 июля, когда проект реформ после звонка Меркель и Олланд был дополнен и направлен в парламент на голосование, которое состоялось на следующий день, Виктория Нуланд, руководитель отдела в американском министерстве иностранных дел, сказала в разговоре с украинским депутатом, что измененный проект Конституции «облегчит решение ситуации на Донбассе».
Критика Оксаны Сыроед по поводу «навязанного» конституционного предписания по Донбассу разделяется многими проевропейскими украинцами. Немало людей из этой среды считают Минск «сделкой» с Россией: особый статус для Донбасса как ответная услуга на отвод чужих (то есть российских) войск для Украины так же опасен, как граната с выдернутой чекой. Еще опаснее эта ситуация становится в случае, если Украина соглашается на требуемый особый статус, а русские, в свою очередь, войска не отводят. И тогда прямо посреди украинского государства возникает вооруженная российская область-спутник, через которую Москва может блокировать прозападный курс всей страны, взятый в 2014 году. Поэтому Сыроед рекомендует союзникам использовать более «реалистичный» подход, без иллюзий: «Мы должны принять во внимание тот факт, что эти области попросту оккупированы врагом, и на базе этого попытаться с ними сосуществовать».
В украинском парламенте опасения такого рода угрожают расколоть проевропейскую правительственную коалицию. 16 июля, во время первого голосования о конституционной реформе, две из пяти фракций практически единогласно проголосовали против предложенного президентом текста — наряду с «Самопомощью» это была Радикальная партия известного популиста Олега Ляшко. Только с помощью голосов «Оппозиционного блока» (оставшиеся в Украине сторонники бежавшего Виктора Януковича) президентский проект 288 голосами смог приблизиться к большинству в две трети из 300 голосов, которые понадобятся при втором чтении закона.
Самому Порошенко, кажется, тоже не особо нравится проект, измененный после западного вмешательства в последний момент. Хотя он и не заходит так далеко, как Сыроед, которая интерпретирует иностранное «давление» как нарушение «права Украины на самоопределение», но в парламенте в день первого голосования он четко выразил понимание по отношению к тем, кто посчитал «сложным» голосовать за «такую оговорку» в законе. Ему самому тоже тяжело подписывать этот проект, но «мы должны это сделать — ради Украины». У «американских и европейских партнеров» есть свои собственные «оправданные интересы», и нельзя доводить дело до того, чтобы Украина осталась один на один с агрессором.
Каким образом новый проект вступит в силу и вступит ли когда-нибудь вообще — этот вопрос открыт. Конституционный суд одобрил проект в начале августа, теперь предстоят еще два чтения в парламенте. На последнем потребуется большинство в две трети. Если Порошенко попробует добрать недостающую поддержку из европейского лагеря с помощью союза со сторонниками свергнутого Януковича, это может поставить прозападную коалицию под угрозу. «Самопомощь» и некоторые другие фракции коалиции и так не особо любят Порошенко — миллиардера в президентском кресле. В этих фракциях все еще живет антиолигархический дух Майдана-2014. Некоторые с трудом мирятся с богатством президента, заработанным в смутные времена, и только и ждут повода к разрыву. Именно таким поводом могут стать конституционные дебаты.
Источник.
Перевод: Irina Schlegel
(с) Статья переведена немецкой редакцией InformNapalm, при перепечатке и использовании материала ссылка наш проект обязательна.
One Response to “Страшный сон украинских политиков”
19.08.2015
Руският президент смята, че руснаци и украинци са „един народ“ | InformNapalm.org (Български)[…] InformNapalm се въздържа от коментари, но бихме искали да насочим вниманието ви към следната статия, която се появи във Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) в превод на InformNapalm „Страшният сън на украинските политици“. […]