В субботу, 10 декабря, ожесточенные бои возобновились к северо-западу и юго-востоку от древнего сирийского города Пальмиры, сообщает Reuters.
На протяжении последних двух дней в социальных сетях также распространялись подтверждения того, что боевики ИГИЛ идут в наступление и практически взяли Пальмиру в кольцо.
Сегодня утром известный российский блогер востоковед Анатолий Несмиян (aka El Murid) также сообщил: «Город окружен, частично захвачен, идет попытка атаковать боевиков с воздуха – происходят налеты авиации и вертолетов, но пока безрезультатно. Российская военная база в Пальмире серьезно пострадала. ИГИЛ захватил авиабазу Тияс Т-4 восточнее Пальмиры (ту авиабазу, где весной были сожжены наши 4 вертолета), на базе уничтожен сирийский МиГ-23, который не сумел взлететь. В остальном ситуация прежняя. У правительства нет сил, чтобы провести контрнаступление».
Весной 2016 года российские СМИ восторженно сообщали о взятии Пальмиры. Это единственный город, который асадовские войска при поддержке российской авиации и военных специалистов ВС РФ, участвующих в неофициальной наземной операции в Сирии, смогли отбить у ИГИЛ за весь период военной кампании Российской Федерации. Слово «отбить» достаточно условно, так как российско-асадовские войска договорились о сдаче Пальмиры с боевиками Аль-Багдади (лидер террористической группировки ИГИЛ), которым за уход из города была заплачена «дань».
Вероятно, это усыпило бдительность российского командования, которое поспешило заявить о грандиозной победе. Приказом министра обороны Российской Федерации от 14 мая 2016 года № 273 в связи с «освобождением сирийского города Пальмира» даже была учреждена специальная медаль. В Пальмиру, как на гастроли, стали приезжать российские артисты, и СМИ долгое время буквально смаковали эту возможность поговорить о «торжестве российского оружия» (а де-факто – российских денег).
Напомним, что международное разведывательное сообщество InformNapalm фиксировало российских военнослужащих из целого ряда воинских частей РФ, которые участвовали в условном «взятии Пальмиры».
Например, это специалисты из 20-й отдельной мотострелковой бригады (в/ч 22220), гаубичное подразделение 120-й отдельной артиллерийской бригады (в/ч 59361), а также подразделение 61-й бригады морской пехоты (в/ч 38643), которое впоследствии обеспечивало контроль территории Пальмиры.
Как сообщает EADaily, атаки на подступы к Палимире и захват важных объектов инфраструктуры происходили в следующем порядке. 7 декабря террористы ИГИЛ атаковали поселок Хувейсис недалеко от газово-нефтяных месторождений «Аш-Шаер» и «Аль-Махр». В результате серии атак, продолжавшихся с вечера 7 до утра 8 декабря, Хувейсис был захвачен, а в последующие пять часов под полный контроль игиловцев перешли месторождения «Аш-Шаер» и «Аль-Джазаль».
Одновременно с наступлением в районе Хувейсиса утром 8-го началось неожиданное продвижение ИГИЛ к юго-западу от Пальмиры. Уже днем здесь был захвачен район Каср аль-Халабат, и террористы приблизились к Пальмире на 3 км. По данным самих боевиков, в результате наступления 8 декабря им удалось захватить большую территорию, 8 блокпостов сирийской армии. Потери сил Асада и союзников боевики оценили в 50 человек убитыми и более 100 ранеными, среди которых, возможно, есть и российские военнослужащие. При этом сообщается, что боевики захватили три танка, автоматическое зенитное орудие, ПТУР «Конкурс» и боеприпасы.
Вероятной причиной такой резкой смены тактики террористов стало то, что российские войска, силы Асада, иранцев и «Хезболлы» бросили основные силы на штурм Алеппо в надежде, что «дань», уплаченная за Пальмиру, надолго гарантирует безопасность этих рубежей. Гарнизон Пальмиры был сильно ослаблен.
Несколько месяцев никаких особых событий в районе Пальмиры не происходило, но несколько дней назад ситуация начала меняться. Пока еще остается загадкой, что именно сподвигло боевиков ИГИЛ, которые ранее практически не вели активных боевых действий против армии Асада, перейти в активное наступление. Сначала наступающие боевики охватили город в полукольцо, что с учётом отвода крупных сил асадитов удалось сделать достаточно быстро. Следующий этап – выход к пригородам Пальмиры, захват ключевых позиций и высоток. Угроза полного окружения группировки в Пальмире возникла, когда ИГИЛ начал брать под огневой контроль единственную дорогу из города.
Именно это, а не мифическое «прекращение огня» вынудило РФ и Асада приостановить штурм Алеппо. Для защиты Пальмиры обратно начали перебрасывать войска из Алеппо, но по пути на юг колонна попала в засаду, устроенную сирийской оппозицией, и до Пальмиры не дошла.
Исходя из имеющихся данных, первыми начали покидать город российские силовики, вслед за ними свои позиции бросили асадиты и «Хезболла».
При этом террористы ИГИЛ активизировались и в окрестностях города Хомс, что значительно усугубило положение.
Как теперь будут действовать Путин и Асад: снова заплатят за уход ИГИЛ из Пальмиры или попытаются отбить город, приостановив атаки на Алеппо? В любом случае, вполне возможно, что для создания очередного мифа МО РФ учредит новую медаль – «За Второе освобождение Пальмиры».
Материал подготовили Sergej Repin и Andrew Lysytskiy.
(CC BY) Информация подготовлена специально для сайта InformNapalm.org, при перепечатке и использовании материала активная ссылка на автора и наш проект обязательна.