Публикуем для читателей сайта международного разведывательного сообщества InformNapalm интересный аналитический обзор с анализом информационных операций РФ на фоне хронического отставания ее технологий ударных БПЛА. Обзор подготовил Евгений Гринев, участник российско-украинской войны с боевым опытом применения и противодействия БПЛА.
Российские ударные БПЛА как крупная информационная операция по прикрытию хронического отставания от западных технологий
В течение длительного времени в российских СМИ и профильных изданиях продвигалось мнение, что ударные БПЛА непригодны для использования в конфликтах высокой эффективности, россияне считали их скорее игрушкой для боевых действий в странах третьего мира.
Это можно объяснить как инерцией мышления российского командования, сформированного во времена холодной войны и с тех пор без изменений распространяемого в российских военных вузах, так и полной неспособностью российского ВПК освоить производство современной микроэлектроники.
В досанкционные времена проблема решалась путем импорта (достаточно вспомнить, что даже на ракете Булава и в подводной лодке K-433 используются микропроцессоры от латвийской фирмы «Альфа» и американской Atmel), однако в последнее время ситуация для РФ резко ухудшилась.
Мы неоднократно сбивали и принуждали к посадке на Донбассе российские БПЛА «Форпост», «Гранат», «Элерон», «Орлан». Практически все комплектующие этих БПЛА, за исключением собственно корпусов и парашютов, иностранного производства, причем гражданского назначения. Так, у «Орлана» GPS-трекер китайского производства, стартер-генератор PTN78020 – американского Texas Instruments Inc., японский двигатель SAITO, контроллер полета от европейского концерна STMicroelectronics, модуль телеметрии от американской Microchip.
Читайте также: Российский БПЛА «Орлан-10» состоит из деталей производства США и других стран (фотоотчет)
У «Элерона» микроконтроллер от того же STMicroelectronics, фотооборудование – начинка фотомыльниц Sony и Olympus (подробно можно ознакомиться в отчете CAR, а также на сайте Военное обозрение).
Суть ясна: ни на одном из захваченных в Украине или в Сирии российских БПЛА никогда не было найдено ни одного образца российской микроэлектроники.
Катастрофическое отставание в микроэлектронике понимают и в РФ. К примеру, еще в 2020 году было отменено госфинансирование разработки новых процессоров.
При этом игнорировать абсолютно безоговорочные успехи турецких ударных БПЛА в Сирии и в ходе боевых действий в Нагорном Карабахе становится все труднее. Здесь является справедливым удивление самих россиян, неравнодушных к развитию собственной авиации и ВПК, – почему РФ отстает не только от США, Израиля и Турции, но даже от технических решений боевиков ИГИЛ? Поскольку в силу той же консервативности и чрезвычайной коррумпированности госзаказом не был сформирован спрос на разработку перспективных ударных БПЛА (у новых отраслей просто отсутствует соответствующее лобби), а частные разработки, как и весь частный бизнес в РФ, также не способны разрабатывать инновационные технологии, Россия полностью потеряла время, необходимое на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, и теперь не в состоянии создать что-либо конкурентное. Но, поскольку для «не имеющего аналогов» российского ВПК это признать невозможно, особенно если есть реальная перспектива получить значительные бюджеты на освоение, то неудивительно, что осень и начало зимы 2021 года ознаменовались победными реляциями об «успехах российского ВПК в области производства дронов«.
В ответственном деле освоения государственных бюджетов все годится: «АО Кронштадт», разрекламированный новый производитель БПЛА, доложил, что они готовы серийно производить уникальные (!) малоразмерные БПЛА «Мерак» и «Луман».
Серийное производство наладить довольно просто, потому что это перекрашенные из баллончика соответственно ATOMRC Fixed Wing Dolphin 845mm и Reptile Swallow-670, которые можно приобрести на Али Экспресс.
«Орион»
Настоящая медиаволна в российских СМИ была поднята 17-20 декабря 2021 года. Один за другим выходили сюжеты об испытаниях «убийцы дронов» на базе «Орион», о новейшем «Охотнике», о боевом применении «Ланцета» в Сирии, репортажи с конференций в Сколково. Целью этого всего было убедить рядового (и нерядового) россиянина в том, что ВПК РФ находится в мировом тренде, а в самом актуальном сегменте (БПЛА-истребитель) Россия вообще «на передовых позициях».
Следует понимать, что и рядовых россиян, и нерядовых (которые, собственно, будут давать добро на освоение бюджетов и на государственный заказ) объединяют не только гордость за государство, но и полная техническая безграмотность. Чем успешно пользуются производители, продавая им по сути красивую картинку «величия» (которую, как и каждое величие, лучше не рассматривать в деталях).
Возьмем, для примера, БПАК «Орион» (на внутреннем рынке «Иноходец»). Производится он в Рязани, где под производство недавно открыты два новых ангара площадью 30*30 м каждый. Разработка ведется с 2011 года, первый полет состоялся в 2016 году, с 2019 года он находится в опытной эксплуатации, которая, правда, началась с падения опытного образца.
16 ноября 2019 года во время испытаний БПЛА “Орион” упал возле жилых зданий в поселке Листвянка в Рязанской области. Местные жители сделали фото инцидента и выложили в сеть. Причиной крушения стал «отказ техники».
Пишут о наличии у него оптоэлектронной станции разведки российского производства, а в последней модификации заметен обтекатель радара.
Двигатель американский, но обещают вскоре свой аналог. По словам российских экспертов, такой двигатель действительно есть, но его производитель – частное предприятие, которое сейчас системно душит государственный сектор. Вероятно, чтобы перенять технологию.
Показателен пример и с БПЛА «Альтаир» разработки частного ОКБ «Сокол» (ныне ОКБ им. М. П. Симонова), главный конструктор которого был посажен в тюрьму по сфабрикованному обвинению, а разработчик двигателя RED A03/V12 для «Альтаира» В. Райхлин эмигрировал в ФРГ.
Боеприпасы: управляемые и не очень…
Не вдаваясь сейчас в вопрос тактики использования ударных БПЛА, следует отметить, что основой их эффективности является использование управляемого боеприпаса. Грубо говоря, ударный БПЛА – это высокоточный инструмент, «пришел-увидел-поразил». Сочетание дистанции поражения, способности «увидеть» конкретную цель, управляемый высокоточный боеприпас – вот ключевые конкурентные преимущества ударных БПЛА. Что с этим у россиян?
Озвучено солидное на первый взгляд вооружение – даже планирующая авиабомба УПАБ-50, а также корректируемые КАБ-20 и КАБ-50 и… ФАБ-50. Куда же без него, старика, доброго «чугуния» времен Первой Мировой. Но главное – загадочная малогабаритная авиационная ракета Х-БПЛА. Запомним это название.
А пока вернемся к УПАБ-50. Этот боеприпас позиционируется как аналог и конкурент известных турецких управляемых боеприпасов МАМ, но даже беглого взгляда на оба боеприпаса достаточно для того, чтобы понять, что в УПАБ-50 главная часть занята взрывчатым веществом, и никаких систем наведения в нем конструктивно не предусмотрено. Следовательно, управляться она будет только и исключительно по GPS (сигнал которого нетрудно подавить даже радиолюбительскими устройствами РЭБ), в то время как у семейства МАМ предусмотрен комплекс GPS + инерциальная система + активная или пассивная лазерная наводка.
УПАБ-50 и MAM-L
Старая болячка российских ВВС, из-за которой даже Су-34 работают в Сирии неуправляемыми боеприпасами, снова в действии: в РФ отсутствует большая часть современной линейки управляемых боеприпасов, а имеющиеся – очень дорогие (в том числе из-за малого масштаба производства). Говорить о том, что они самостоятельно смогли осуществить миниатюризацию систем наведения «умных боеприпасов» (кстати, МАМ так и расшифровывается – Mini Akıllı Mühimmat, то есть Smart Micro Munition на английском) – просто нереально.
Конечно, рассказывать о таком публике в РФ не принято. Даже демонстрировать натурные макеты своих управляемых боеприпасов для БПЛА опасно, поскольку очевидная манипуляция вскрывается даже на российских милитарных форумах (даже несмотря на реальную опасность получить срок за разглашение или «экстремизм в соцсетях»).
Но ведь нужна победа! Поэтому несчастного «Иноходца» срочно перепрофилировали в «охотника за БПЛА». Каким образом?
По всем профильным ресурсам и телеграмм-каналам 18 декабря разошлась новость и видео, где на полигоне в Крыму «Орион», имея на подвеске два (это критически мало для ударного БПЛА) ПТУРа сбивает беспилотный вертолет-мишень.
И здесь открывается самое интересное – загадочная ракета «Х-БПЛА» это на самом деле «Корнет-Д», давно стоящий на вооружении вертолетов в РФ для работы по наземным целям. «Элегантное решение» привязать к ударному БПЛА два ПТУРа дает отличную возможность успешно провести учения. Есть пуск и попадание, но есть и неудобные вопросы:
- Каким образом в боевых условиях «Орион» будет выходить на цель, когда Байрактар не виден на радарах, на тех дистанциях, с которых он может применять свое вооружение?
- Как будет производиться подсветка лазером цели, если она не висит на месте как мишень, а маневрирует, получив сигнал о лазерном излучении?
- Если лазерного излучения нет, а есть управление по проволоке, помнит ли производитель о максимальной угловой скорости цели, при которой можно производить наводку?
- Если к «Корнету» прикрутить, как обещают производители, головку телевизионного наведения с тепловым каналом, сколько будет стоить каждый выстрел? Ибо не «Байрактарами» едиными кишит воздух современных конфликтов. Самый простой украинский «Лелека», корректирующий огонь артиллерии, может быть не менее опасен. Впрочем, цена «Лелеки» в 20-30 раз меньше у одной ракеты «Корнет-Д», и производится он большими сериями, чем ракета.
Не будем даже сравнивать характеристики «Х-БПЛА» с турецкими управляемыми бомбами. Кроме очевидной дороговизны, кроме очевидной меньшей дальности применения, есть еще много вещей, интересных и понятных разве что специалистам.
Например, транспортно-пусковой контейнер «Х-БПЛА» остается на носителе после пуска, снижая летные характеристики. Например, нельзя даже говорить о всеракурсности применения ракеты. Наконец, ее применение по требованиям высоты вынуждает носитель входить в зону работы «легкой» ПВО, а «Байрактар» этого недостатка не имеет.
Эта ракета была создана для оснащения ударных вертолетов, для поражения бронетехники и важных целей, а тактика действия ударных вертолетов кардинально отличается от тактики ударных БПЛА.
За день до демонстрации «убийцы Байрактаров» РосТВ демонстрировало обломки вышеупомянутого БПЛА. Первоначально планировалась громкая спецоперация, где эти обломки должны были «найти» на территории ОРДЛО, с намеком на то, что ПВО гордой «молодой республики» (читай РФ) легко отыгралось за пораженные «Байрактарами» гаубицы, и «небо под надежной защитой». Впрочем, украинская разведка и ССО сработали на опережение, поэтому спецоперацию россиянам пришлось перенести в чисто медийную плоскость без практической реализации. Они решили:
- Показываем на ТВ обломки Байрактара неопределенного происхождения;
- Демонстрируем пуск из «Ориона» по мишени на полигоне;
- Делаем многозначный вид «ну вы понимаете».
Как обычно, дьявол кроется в деталях – даже российские авиалюбители разглядели, что демонстрируемые обломки принадлежат «Байрактару» первого поколения, которого в небе нет уже несколько лет.
В рамках этой же медийной кампании уже на следующий день были представлены кадры применения вооружения тяжелым ударным БПЛА «Охотник». Машина выглядит серьезно, очевидно, что применены технологии малозаметности, внешне аппарат похож на Lockheed Martin RQ-170 Sentinel (начало эксплуатации в боевых условиях – ориентировочно 2009 год). Собственно, нет сомнения в том, что РФ способна создавать планеры самолетов с всего лишь двадцатилетним опозданием, а с учетом того, что десять лет назад RQ-170, потерянный американцами над Афганистаном, попал в руки Ирана – можно рассчитывать даже на приличное копирование если не электронной составляющей, то наружной части «железа».
Не будем ничего придумывать о реальных боевых возможностях «Охотника». Но остановимся на видео от 19 декабря. Снова полигон. Снова «применение ударного вооружения». Новейший, малозаметный, тяжелый ударник с радарами сбрасывает… ФАБ-500. Неуправляемое оружие авиационного «пролетариата» для стран третьего мира. Собственно, больше здесь рассматривать нечего.
На очевидно проигрышные медиа-вбросы с «Орионом» и «Охотником» накладывается поток новостей из Сколково, с гражданскими дронами-такси, с беспилотной почтой будущего, с концептами городской аэромобильности, и конечно же – с «искусственным интеллектом».
Россия, скорее всего, попытается получить элементную базу для серийного производства в обход санкций под маркой гражданского использования (скорее всего, поэтому и проходят презентации в Сколково).
Справедливости ради, следует признать, что удачной при этом выглядит демонстрация применения дронов-камикадзе в Сирии в 2020 году. Кадры похожи на реальные и операция проходит успешно.
Но со времени окончания войны в Нагорном Карабахе прошел круглый год, а все, что кроме «Ланцета», смогла продемонстрировать РФ – это полигонная стрельба ПТУРом по мишени, сброс неуправляемой авиабомбы с якобы «сверхсовременного ударника» и обломки древней модели «Байрактара» неизвестного происхождения.
Между тем, «Байрактары» покупает уже даже Кыргызстан (страна-участник ОДКБ). В Украине ударными темпами строится завод, на котором будут производиться и «Барактары», и гораздо более серьезные «Акинджи». Наконец, с помощью Украины, турки вплотную приблизились к созданию реактивного ударного БПЛА, для которого у них, в отличие от РФ, есть боеприпасы.
США и Великобритания активно осваивают технологии применения роев БПЛА, против которых будут неэффективны любые из существующих систем ПВО. Сейчас уже отработана технология «воздушного состава», где характеристики носителя вообще не важны, крылатые ракеты в транспортных контейнерах сбрасываются с С-130, и уже объявлено, что следующий «воздушный состав» будет беспилотным. Их искусственный интеллект для авиационных средств поражения отрабатывается в полевых условиях на F-35. А применение неуправляемых боеприпасов уходит в прошлое даже во «взрослой» авиации, поскольку за счет серийности и отработанности технологий поражение цели становится дешевле с помощью умного оружия.
Впрочем, для России продемонстрировать хотя бы на публику успехи развития ударных БПЛА критически важно. Поэтому следует ожидать, что в ближайшее время на Донбассе мы увидим обломки «Корнет-Д» и «Ланцетов» рядом с позициями ВСУ.
Читайте также другие материалы по теме на InformNapalm
- Волонтеры опубликовали масштабную интерактивную базу данных российской агрессии (Обновлено 14.11.2021)
- Волонтеры собрали доказательства участия 32 воинских подразделений ВС РФ в операции захвата Крыма (Обновлено 23.06.2021)
- На Донбассе впервые зафиксировали новейший российский комплекс «Наводчик-2»
- До конца года РФ планирует создать 20 новых формирований у западных границ
- Украинские комплексы РЭБ «Буковель-AD R4» развернуты возле границы (ФОТО)
- На Донбассе впервые официально зафиксировали российскую РЛС 51У6 «Каста-2Е1», которую в спешке пытались замаскировать (ФОТО)
- РФ планирует перебросить на Донбасс новые ЗРГК «Панцирь-С1» для охоты за Bayraktar
Материал подготовил Евгений Гринев специально для InformNapalm. Распространение и перепечатка со ссылкой на источник приветствуется. (Creative Commons — Attribution 4.0 International — CC BY 4.0) Страницы сообщества InformNapalm в соцсетях: Facebook / Тwitter / Telegram.
InformNapalm не получает финансовой поддержки от правительств или доноров. Обеспечивать работу сайта помогают только волонтеры общности и наши читатели. Вы можете стать одним из волонтёров сообщества.