Город Дума – столица предместья Дамаска, Восточной Гуты, которая натерпелась от российских бомбежек наверное как никто другой в Сирии, авиация тут наносит удары постоянно, жители города от них очень страдают. В Думе нет организаций, которые объявлены террористическими, военная группировка, которая контролирует город, одновременно борется и с режимом, и с ИГИЛ, поэтому заявленной Россией борьбой с терроризмом такую интенсивность бомбежек объяснить нельзя. Другое дело, что усилиями повстанцев может соединитьсяЗападная и Восточная Гута, и тогда Дамаск окажется в блокаде, именно этого боится режим, а российские ВКС приходят ему на помощь и бомбят эту землю. Ну и кроме того, сирийцы говорят, что такое отношение к Думе может объясняться ненавистью к свободе, революции, мирным протестам, которыми известен этот город. Одна из массовых демонстраций, которая имела большое значение для сирийской революции, прошла именно здесь.
Сейчас Дума практически заблокирована, тут гуманитарный кризис, соединена она с внешним миром всего одной дорогой, но и эта дорога жизни контролируется режимом, поэтому завозить продукты и другие товары получается редко. Режим продолжает блокировать множество сирийских городов, в том числе и Думу, несмотря на то, что в резолюции 2254 Совета Безопасности ООН четко сказано о необходимости открыть доступ ко всем осажденным территориям, и выполнение этой резолюции является одним из условий переговоров по урегулированию ситуации в Сирии.
Несмотря на такое тяжелое положение, Дума не сдается, город живет, трудится, противостоит захватчикам и даже создает предметы искусства.
Акрам Абу Альфоз родом из Думы. Он одновременно активист и художник, черпающий вдохновение и материал для творчества в окружающей его военной действительности, согласился дать нам интервью о ситуации в городе и своей жизни.
Расскажи, пожалуйста, о себе.
Акрам Абу Альфоз, мне 36 лет, родом из предместья Дамаска, восточной Гуты. Проживаю в городе Дума – это мой родной город, где я учился в начальной и подготовительной школах. Я работал в разных областях: в бизнесе, ремонте жилья, декорации и живописи, как художник. С малых лет я увлекался рисованием, это у меня врожденное, я самоучка, без художественного образования. Начал рисовать углём, а потом перешёл на восточный орнамент на стекле. Это продолжалось до начала сирийской революции.
Ты из Дума, это город в Восточной Гуте, недалеко от Дамаска, имеющий большое значение для Сирии. Расскажи, пожалуйста, о своем городе.
Город Дума – один из главных городов провинции Дамаска и является её административным центром, а так же является самым главным городом дамасской Гуты. Расстояние до Дамаска около 9 км. К Думе относится несколько районов, она считается жемчужиной восточной Гуты. Территория Гуты около 3000 гектаров, из которых 300 гектаров построек, а остальное – сельское хозяйство. Население Думы более 450,000 человек, часть которых сейчас составляют люди, переселившиеся из Дамаска.
История указывает на то, что Дума относится к арамейской эпохе, свидетельством чему служат археологические раскопки. Город тесно связан с историей самого Дамаска. В нём много храмов и мечетей, число мечетей достигает 80. Среди них есть и исторические мечети, самая главная мечеть – «Масжед Аль-Кабир».
Дума – это аграрно-промышленный город, в котором можно встречать современные и народные ремёсла, а также фруктовые сады известного думанского винограда и оливковых посадок. В Думе функционируют социальные центры, больницы и различные службы. Кроме исторического значения Думы, в ней много современных жилых массивов. Дума является самодостаточным городом, где можно себя обеспечивать всем необходимым.
Город в последнее время стал густонаселённым с повышенной рождаемостью. В нём живут палестинцы и иракцы, так как в столице очень дорогая недвижимость. Но, несмотря на это, коренные жители остаются большинством, что объясняется самобытностью коренных жителей и их нравами как, например, ношение паранджы для женщин.
Дума играла особую роль в сирийской революции. Расскажи, как это было, почему именно твой город так активно включился в революционное движение.
Во время правления ушедшего президента Хафеза Аль-Асада в городе было много проблем как по городским службам, так и по вопросам безопасности. Режим Асада оказывал сильное давление на жителей города, поэтому город был одним из первых, кто поднялся за свои права и свободы, которые режим отобрал у народа, а с другой стороны Дума встала на помощь другим городам как Дараа (колыбель революции), Баньяс и Хомс.
Как ты лично переживал революцию, чем занимался? Это выражалось в творчестве?
Моё первое участие в революции было во время мирных акций протеста. Тогда я помогал в вопросах передачи правдивой информации о преступлениях режима в моём городе. Я участвовал в спасательных операциях, в оказании медицинской помощи пострадавшим и в художественных мероприятиях, хотя первые три года революции я оставил своё любимое дело, не работал художником, но потом я вернулся к этому в 2014 году.
Дума уже давно живет без режима. Как устроено самоуправление? Как обеспечивается функционирование образования и здравоохранения? Как люди обеспечены продуктами, есть ли вода и тепло в домах?
Город Дума был одним из первых городов, которые освободились от режима Асада и совсем не секрет, что поначалу, сразу после освобождения города, в организации работы служб тут был бардак, но со временем всё наладилось. Специалисты и управленцы занялись своими делами. Но вопросы образования были и остаются самыми сложными из-за ежедневных бомбёжек, а также нехватки канцелярских товаров, книг и топлива в результате блокады города. Это касается и медицины, так как режим целенаправленно бомбил медпункты и больницы. В этом аспекте было много проблем с медперсоналом, с нужными специальностями и с медикаментами для обработки ран.
А что касается продуктов питания, 3 года блокады привели к катастрофической их нехватке, в результате чего цены поднялись в десятки раз по сравнению с Дамаском, так как ввоз продуктов осуществляется только по одной дороге, которая находится в руках режима, и то в малых количествах. То, что ввозится в течении одного месяца, хватает лишь на один день, хотя восточная Гута считалась кормилицей Дамаска и славилась своими сельхозпродуктами. Но сама блокада способствовала развитию сельского хозяйства, и мы стали употреблять то, что производим и выращиваем, хотя цены остались высокими, так как воды и энергоресурсов в восточной Гуте недостаточно, но люди умудрялись добывать энергию из пластмассы, чтобы генераторы могли работать, и была возможность выкачивать воду из скважин.
Ты называешь себя активистом. Что конкретно ты делаешь?
Я, как активист революции, занимался вопросами передачи информации, спасательными работами, художественными вопросами и другими задачами на службу революции.
В Сирии сейчас действует много общественных инициатив, развившихся в серьезные организации, я уже брала интервью у спасателя из Восточной Гуты, он нам рассказал об организации Белые каски.
Существует также много добровольческих организаций в городе, например, красный полумесяц, гражданская оборона, гуманитарные организации для детей, психологическая поддержка, а также лечебная физиотерапия для инвалидов.
Сирийскую революцию одни люди рассматривают как явление, прежде всего, социальное, борьбу народа за свои гражданские, политические, экономические права, а другие – как стремление людей к более справедливому государству и обществу, построенных на идеях исламизма. Чем является революция лично для тебя?
Для меня, революция – это создание нового человека достоинства и справедливости, который будет строить развитое государство.
Россия была давним партнером Сирии, многие сирийцы получали высшее образование в Советском Союзе и России, знают русский язык. Изменилось ли отношение к России у людей сейчас, после вступления ее в сирийскую войну?
Да, конечно, много чего изменилось с начала революции в отношении сирийцев к России, которая участвует вместе с режимом Асада в истреблении народа. Она однозначно стала на стороне Асада, а народ стал к ней относиться с большой ненавистью.
Видел ли ты лично авиабомбежки России по твоему городу?
После вторжения России мы стали видеть её самолёты каждый день. Картина изменилась от той, к которой мы привыкли с режимом и его самолётами. Дума была общей целью для русских и режима Асада, а разница была в силе звука и разрушений. Если мы привыкли к звукам и бомбёжкам Миг 23 и 29, то российские самолёты отличаются формой и цветом в небе, а их удары стали более точными по гражданским целям, когда как сирийские самолёты бросали бомбы хаотично. Российские самолёты целятся по школам, больницам, медпунктам и по инфраструктуре города. Они могут и при плохой погоде бомбить, а сирийские – только при хорошей погоде бомбят. Авиаразведка работала днём и ночью, а бомбили ночью сильнее, чем днём.
Во время бомбёжек, мы прятались в укрытии, хотя российские бомбёжки могут сравнять с землёй четырёхэтажные дома, тогда и укрытие не спасёт от гибели.
Много документировано случаев гибели людей в городе от российских авиабомбёжек. Фотоснимки и видеоролики, которые свидетельствуют об этих случаях, выложены на сайтах интернета.
От войны больше всего страдают гражданские люди. Я хочу попросить тебя рассказать о гуманитарных проблемах людей в Дума.
Гражданское население страдает от этой войны во всём, например:
– нехватка медиков и медикаментов в условиях постоянных бомбёжек, когда приходится проводить операции без наркоза, и нехватка крови;
– роды каждый день, с этим связаны круглосуточные нужды для новорожденных;
– условия жизни, быта и жилья;
– высокие цены, блокада…
Всё это привело к нарушениям в организмах людей, к болезням из-за недостатка витаминов, жиров и сахаров, что приводит к потере сознания и смерти.
Бомбёжки принуждают людей спать на улицах и в полях.
Школы прекратили учебный процесс из-за тех же бомбёжек.
Производство, сельское хозяйство, торговля и все, что с ними связано, разрушено из-за бомбёжек и блокады. У людей нет дохода.
Конечно, гражданское население – это главная жертва этой войны.
В любой ситуации можно выделить объективную и субъективную сторону, очень важно не только то, что происходит, но и как это воспринимают люди – опускают руки или борются, разобщаются или сплачиваются, озлобляются или стремятся помочь другим, сделать добро. Расскажи, как твои соотечественники переживают ужасные испытания, выпавшие на их долю.
Граждане в городе делятся на три категории. Кто-то обладает высоким духом, верой в завтрашний день и ждёт победы. Другие – серые, нейтральные. Третьи – пессимисты, физически уставшие и психологически подавленные.
С первых началась революция и продолжается с высоким стремлением к победе, поднимая дух у других.
Вторые, серые, уезжают из страны, невзирая на происходящее.
Третьи опустились до нищеты, потеряв всё – семью, работу, дом или части своего тела, но некоторые из них терпят и надеются на спасение.
Итак, на примере города Дума мы видим, что нацизм (дискриминация и убийства по национальному признаку) не умер, а объединился с родственным рашизмом (убийство всех, кто не согласен с доминированием «русского мира»): алавитское меньшинство во главе с Асадом и российская военщина убивают детей и женщин как оружием, так и голодом. У Гитлера выросла достойная смена – Путин и Асад.
Интервью подготовлено Катерина Яресько специально для InformNapalm. Благодарим за предоставленные материалы и проведенный анализ эксперта InformNapalm Дмитрия К.
Продолжение: Преображение смерти: сирийский художник предоставляет факты российских преступлений против человечности (ссылка)
2 коментарі to “Интервью с художником. Окруженный город Дума – блокадный Ленинград в Сирии”
2016-03-01
Transformation of Death: Syrian Artist Provides Facts About Russian Crimes Against Humanity - InformNapalm.org (English)[…] which has great significance in the history of the Syrian Revolution (refer to part I – Interviews with an artist. Surrounded the city of Duma – the Syrian ‘besieged Leningrad…), but also shared how the artist finds inspiration and material for creativity under conditions of […]
2016-03-02
تزيين الموت: الفنان السوري يتصور وقائع الجرائم الروسية ضد الإنسانية. – InformNapalm (العربية)[…] […]