10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. С тех пор 10 декабря считается международным Днем празднования прав человека. В канун этого дня сообщество InformNapalm решило напомнить о многочисленных нарушениях прав человека в оккупированном Крыму и опубликовать результаты мониторинга, который был проанализирован нашими коллегами из ГО «Європростір».
В написанном еще в 1979 году романе Василия Аксенова «Остров Крым» действие происходит в параллельной или альтернативной реальности, где Крым – остров, на котором после поражения на материке смогли укрепиться белогвардейцы. При помощи извне они создали небольшое, но процветающее государство, которое просуществовало до тех пор, пока на остров не высадились советские войска. Их пригласила крымская власть, куда смогли пробраться романтики-идеалисты из «Союза общей судьбы». И в финале романа его главный герой, просоветский политик, осознает, что совершил фатальную ошибку.
Как и многие большие писатели, Аксенов оказался пророком. Крым таки стал островом, на который вторглись «советские войска» и учинили там беспредел. Собственно, это вторжение и последующая блокада действительно превратили Крым в своего рода остров. Оккупированный Россией Крым стал островом тоталитаризма, беззакония и бесправия. А «наместник» этого «острова», по злой иронии судьбы, однофамилец писателя, предсказавшего Крыму незавидную участь.
Граждане поневоле
«Ситуация с соблюдением прав человека в Крыму продолжает ухудшаться. Граждане Украины, в первую очередь крымские татары и этнические украинцы, страдают от репрессивных действий оккупационной власти Крыма», – к такому выводу пришли эксперты проекта «Защита прав человека на оккупированной территории АР Крым», который реализовывался работающим в Херсоне крымскотатарским культурно-спортивным центром «Куреш» при поддержке Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека.
«Формы репрессий, – рассказал руководитель центра Ибрагим Сулейманов, – видоизменяются со временем. Если в 2014 году оккупационные власти не церемонились и прибегали к физическому насилию по отношению к несогласным, то сейчас репрессии принимают завуалированные юридические формы, и роль главной репрессивной машины играет государство».
По словам Сулейманова, во время мониторинга эксперты опросили триста крымчан.
«Разумеется, опросы проводились с соблюдением полной конфиденциальности. Но даже на таких условиях очень сложно было найти желающих ответить на вопросы нашей анкеты. Причем во второй половине этого года люди уже очень сложно шли на контакт, так как усилились репрессии».
Опрашивались жители таких городов, как Симферополь, Бахчисарай, Ялта, Алупка, Алушта, Судак, Феодосия, Керчь, Джанкой, Евпатория, Саки и Севастополь. Также проводился мониторинг крымских СМИ и соцсетей.
«Оккупационные власти, – рассказал Ибрагим Сулейманов, – через подконтрольные СМИ заявляют, что крымчане массово и с радостью принимали российское гражданство. Но на самом деле народ просто вынуждали это делать. Только 22% людей, опрошенных нашими экспертами, сказали, что у них была возможность не принимать российское гражданство. После проведения 11 марта 2014 года так называемого референдума о вхождении Крыма в состав РФ людям, желающим сохранить украинское гражданство, сообщили, что до 18 апреля они должны заявить об отказе от российского гражданства, а после этой даты все жители полуострова автоматически становились гражданами РФ. Было объявлено об открытии 27 отделений федеральной миграционной службы. Но до 10 апреля 2014 года, то есть почти весь отведенный срок, реально работали только четыре отделения: в Севастополе, Симферополе, Бахчисарае и Белогорске. С 10 апреля открылись отделения в Саках, Джанкое, Ялте, Евпатории и Керчи. Во всех этих отделениях была сутолока из-за крымчан, пожелавших как можно скорее оформить российский паспорт. Кроме того, там постоянно дежурили боевики так называемой Самообороны Крыма, которые угрожали людям, желавшим сохранить украинское гражданство. Разумеется, в такой обстановке немногие решались остаться гражданами Украины».
Быть самим собой… опасно
Во время прошедшей 8 декабря в Киеве конференции «Путь к миру: человеческое измерение» заместитель министра по делам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука рассказал, что недавно он получил в Facebook личное сообщение от жительницы Крыма, учащейся одной из школ. Девушка хотела изучать украинский язык, чтоб знать его в совершенстве, но не имела для этого возможности и просила чиновника о помощи.
«Я не могу по соображениям безопасности рассказать о подробностях общения с этой девушкой и о том, о чем мы договорились», – сказал Тука.
Помните, президент России Владимир Путин в марте 2014 года сказал: «В Крыму будут три языка – русский, украинский и крымскотатарский»? Это обещание оказалось стопроцентной ложью. Подтверждение тому – и рассказ Георгия Туки, и результаты мониторинга соблюдения прав человека на оккупированном полуострове.
По словам Ибрагима Сулейманова, в оккупированном Крыму грубо нарушаются положения Европейской конвенции по правам человека в части запрета дискриминации по национальному и языковому признакам.
«В школах занятия по украинскому и крымскотатарскому языку проводятся в основном как факультативы. Причем зачастую эти занятия ставятся в расписании одновременно, чтоб у школьников не было возможности изучать оба языка. В Симферополе в конце этого года должна быть достроена школа в жилмассиве «Фонтаны», где живут преимущественно крымские татары. Предполагалось, что школа будет крымскотатарской, ее директором будет крымский татарин. Но в середине сентября власти Симферополя все решили по-своему: директором школы назначили человека не из крымских татар, и в планах – пересмотр статуса школы. Узнав об этом, горожане, которые хотели отдать своих детей в эту школу, провели собрание и потребовали от власти вернуть школе статус национальной крымскотатарской и исходя из этого выбрать директора. Отмечу, что проведение такого собрания в нынешнем Симферополе – подвиг, так как последствия для его участников могли быть нехорошими. Ведь городская власть, по сути, запретила все массовые мероприятия, за исключением тех, которые проводит она. В Евпатории из 17 школ только одна имеет статус национальной крымскотатарской. Что касается остальных школ, то лишь в одной (№2) проводятся факультативные занятия по крымскотатарскому языку. В школе №16 родители учеников просили ввести такие занятия, директор отказала».
Напомним, крымскотатарский язык внесен ЮНЕСКО в перечень исчезающих.
Ситуация в которой в оккупированном Крыму оказалась украинская культура, не лучше. Ибрагим Сулейманов рассказал, что администрация главной библиотеки на полуострове, Крымской универсальной научной библиотеки им. Ивана Франко, в календарь памятных дат на 2017 год не включила дни рождения ни одного из выдающихся деятелей украинской и крымскотатарской культуры.
Кстати, в архивных материалах, размещенных на сайте библиотеки, можно найти план мероприятий на август прошлого года, когда отмечалось 160-летие со дня рождения Ивана Франко. И в плане о юбилее великого украинца (27 августа)… ни слова. Зато 24 августа проводился «Час информации «Оружие ближнего боя (стрелковое)» (в рамках проекта «Мир оружия: история, герои, конструкторы»)». Очень подходящее мероприятие для учреждения, призванного пропагандировать гуманистические идеалы.
И все остальные мероприятия, проводимые в библиотеке, судя по информации на ее сайте, выверены в строго русскомирском духе. А имя Ивана Франко в названии не более чем ширма для создания иллюзии свободного развития культурного многообразия в Крыму. На самом же деле идет оккупация полуострова на всех уровнях, включая гуманитарный.
Секретная тюрьма Аксенова и карательная психиатрия
Во время мониторинга 85% опрошенных заявили, что не чувствуют себя в безопасности. О фактах преследования украинских и крымскотатарских активистов знают 66% опрошенных. А 52% не исключают, что покинут полуостров из-за ухудшающегося качества жизни и нагнетаемой оккупантами атмосферы страха, невозможности чувствовать себя в безопасности.
«Двадцать один крымчанин, – рассказал Ибрагим Сулейманов, – находится в местах лишения свободы по подозрению или обвинению в «экстремизме». То есть эти люди – политзаключенные. Шесть активистов объявлены властью психически больными и насильственно помещались в специальные медучреждения. Эту тревожную тенденцию мы наблюдаем уже около четырех месяцев: в Крым вернулась кагэбэшная практика карательной психиатрии».
Также руководитель центра «Куреш» отметил, что оккупационные власти полуострова не отказались от практики похищения людей.
«Сейчас это происходит не так массово, как было в 2014 году. Можно сказать, что оккупанты перешли от количества к качеству: похищают людей, представляющих наибольшую опасность для режима, лидеров мнений. Так, вечером 24 мая в Бахчисарае недалеко от собственного дома был похищен 31-летний Эрвин Ибрагимов – член Исполнительного комитета Всемирного конгресса крымских татар, экс-депутат Бахчисарайского горсовета, член регионального Меджлиса. Видеосъемка камеры наблюдения зафиксировала, что его похитили люди в форме сотрудников ГИБДД. Оккупационные власти это, конечно же, отрицают. А у нас есть данные, что Ибрагимов и еще несколько похищенных активистов живы и находятся в секретной тюрьме, куда нынешний так называемый глава Крыма Сергей Аксенов» отвозил вместе с сообщниками своих «клиентов», когда был еще рэкетиром с прозвищем Гоблин. То есть в Крыму грубо попирается Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека, статья третья которой гласит: «Никто не может быть подвернут пыткам, нечеловеческому или унижающему достоинство обращению или наказанию».
Также, как отметил Ибрагим Сулейманов, оккупационными властями грубо нарушается международное право в части запрета для оккупантов призывать в свою армию жителей оккупированных территорий: как известно, российские власти объявили о том, что крымские призывники будут проходить срочную службу на всей территории РФ.
До полной деоккупации
Общий вывод, который был сделан по итогам исследования: «Ситуация с соблюдением прав человека в Крыму год от года ухудшается».
Разработан пакет рекомендаций для парламента и правительства Украины. Так, предлагается создать контактную группу по вопросам деоккупации и демилитаризации Крыма, куда вошли бы представители стран – участниц Будапештского договора, страны – члены ЕС, граничащие с Россией, и Турция как страна, оказавшаяся в силу географического положения и ряда других факторов вовлеченной в процессы, связанные с Крымом.
Дипломаты всех этих стран должны добиться от России разрешения на работу в Крыму постоянно действующих миссий ОБСЕ и других международных организаций. Сейчас оккупанты не допускают на полуостров сотрудников международных гуманитарных или правозащитных организаций.
Также предлагается увеличить экономическое давление на Россию вплоть до изоляции ее от всех мировых экономических процессов и отключения от платежной системы SWIFT. И, как сказано в рекомендациях, страна-оккупант и страна-агрессор должна чувствовать себя изгоем, пока не уйдет с оккупированных территорий.
Материал подготовил Вячеслав Гусаков, ГО «Європростір«, в рамках проекта Института освещения войны и мира.
Публикация передана на эксклюзивной основе для размещения на сайте международного волонтерского сообщества InformNapalm. При перепечатке материала ссылка на авторов исследования, а также на сайт InformNapalm.org обязательна.