О фактах манипуляций и дезинформации про количество вынужденных украинских переселенцев в Беларуси волонтеры InformNapalm впервые сообщали в собственном расследовании в конце 2016 года. За последние годы риторика высших должностных лиц Республики Беларусь по этой теме не только не изменилась, но и приобрела ярко выраженный пропагандистский характер. Способствуют этому и заявления представителей крупных международных организаций. В этом расследовании, используя официальные данные государственных ведомств Беларуси, мы разберем спекуляции и откровенные манипуляции на теме украинских беженцев и переселенцев в Беларуси.
Официальные данные государственных ведомств Беларуси, опровергающие недостоверную информацию
Согласно сведениям Департамента по гражданству и миграции (ДГиМ) МВД РБ, за период с 2014 по конец первого полугодия 2018 года за получением статуса беженца или дополнительной защитой обратились 3318 украинских граждан, из которых дополнительную защиту получили 2690 человек. За все это время только 4 гражданина Украины получили официальный статус беженца. Одним из последних стал бывший министр обороны Украины и экс-посол Михаил Ежель, получивший статус беженца в 2017 году. В Украине против него открыто сразу несколько уголовных производств, одно из которых касается уничтожения тылового обеспечения украинской армии.
Источник: mvd.gov.by
В большинстве своем жители Донецкой и Луганской областей фигурируют как трудовые мигранты. Это обусловлено в первую очередь одним из основных требований для получения разрешения на временное проживание в Беларуси. Согласно одному из пунктов статьи 48 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ» разрешение на временное проживание выдается иностранцам, если они прибыли в Беларусь для занятия или занимаются трудовой деятельностью по трудовым договорам, религиозной, предпринимательской или иной деятельностью на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством РБ, – на срок пребывания, но не более одного года.
Для получения иностранным гражданином разрешения на постоянное проживание в соответствии со статьей 53 указанного Закона, ему необходимо прожить в Республике Беларусь после получения разрешения на временное проживание в течение последних семи лет непрерывно. Исключение Законом сделано только для тех, кто является близким родственником беларуских граждан, ранее состоял в гражданстве РБ, обладает исключительным талантом и имеет выдающиеся заслуги и достижения перед Беларусью, а также идентифицирует себя беларусом. То есть на вполне законных основаниях можно сделать предположение, что на данный момент большинство донбасских переселенцев в Беларуси имеют разрешение именно на временное проживание.
Согласно статистическим данным ДГиМ (1, 2, 3, 4, 5) за период с 1 января 2014 года по 30 сентября 2018 года зарегистрировано в общей сложности 45 831 трудовых мигрантов из Украины. Среди них большое количество трудовых мигрантов со всей Украины, а не только с Донбасса. Некоторое их количество является сезонными мигрантами, которые приезжают на работу в Беларусь каждый год, а затем возвращаются в Украину. Характерно, что в 2014 году украинцам было выдано 20 086 специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью. Из этого количества по сведениям ДГиМ только 5 446 получили жители Донецкой и Луганской областей Украины (архив). Фактическая же численность въехавших в 2014 году на территорию Беларуси трудящихся-мигрантов из Украины составила 17 778 человек. Эти данные во многом коррелируют с цифрами ДГиМ за период с апреля по декабрь 2014 года по принятым ходатайствам от граждан Украины о получении разрешения на временное и постоянное проживание. Так в указанный период за получением разрешения на временное проживание обратились 5 165 граждан Украины. Для получения разрешения на постоянное проживание ходатайствовали только 3 355 украинских граждан Украины, большая часть из которых, очевидно проживала на территории Беларуси до 2014 г.
Показатель миграции украинских рабочих в Беларусь имел пиковое значение и в 2015 году (14 045 чел.), а с 2016 года начал возвращаться к среднестатистическому уровню (примерно 4400 чел.) периода до начала военных действий на Донбассе. Это может свидетельствовать о том, что семьи украинских переселенцев после окончания активной фазы боевых действий начали массово уезжать в родные места, а также о потере Беларусью привлекательности в качестве источника для заработка трудовых мигрантов и об их переориентации на другие географические направления.
Еще более скромные цифры приводит Национальный статистический комитет Республики Беларусь (Белстат). Общий суммарный показатель всех прибывших в Беларусь с 2014 по 2017 год в качестве мигрантов из государств-участников СНГ составляет 51 425 человек (архив).
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь
Удельный вес тут занимают не только украинцы, но и граждане Российской Федерации, Туркменистана и Казахстана. Среднегодовое значение миграции украинских граждан в Беларусь за десять лет (с 2004 по 2013 гг.), предшествующих военному конфликту в Украине, составляет 2 346 человек (1, 2, 3). Внезапное превышение этого показателя в 2014 году дает нам цифру в 3965 человек. Что по большей части согласуется с данными, приведенными ДГиМ МВД по количеству выданных в 2014 году спецразрешений на работу жителям Донецкой и Луганской областей и полученных ходатайств от граждан Украины для получения разрешений на временное проживание (см. выше). В 2015 по данным Белстата в Беларусь въехало за последнее время наибольшее количество украинских мигрантов – 10 571 человек – что превысило среднегодовое значение миграции на 8 225 человека.
Источник: Белстат, Демографический ежегодник Республики Беларусь, 2018
Общее превышение за 2014-2016 гг. составляет 15 336 человека. Выскажем весьма осторожное предположение, что эта цифра может свидетельствовать о приблизительном количестве в Беларуси переселенцев с Донбасса на тот период.
По данным Статистического комитета начиная с 2016 года показатели начинают возвращаться к обычному среднегодовому значению. Показательно, что на протяжении 2016 и 2017 годов наблюдалось значительное выбывание мигрантов из Республики Беларусь в Украину. Эти показатели, 1809 и 1781 человек соответственно, являются максимальным значением за весь предыдущий 15-летний период статистического мониторинга, начиная с 2003 г.
Источник: Белстат, Демографический ежегодник Республики Беларусь, 2018
Как уже было отмечено выше, предположительно, в эти годы значительное количество семей украинских переселенцев возвращалось к себе домой, что и нашло отражение в статистических данных.
Учитывая весь массив официальной информации, приведенный выше, в Беларуси может находиться максимум до 25-30 тысяч донбасских мигрантов. Однако и эта цифра является весьма существенной, так как многие из их числа являются пособниками российских оккупационных войск, носителями деструктивной идеологии «русского мира» и агрессивной военной пропаганды. Некоторые являются боевиками со значительным опытом участия в боевых действиях. Опасность вышесказанного можно подробно изучить в расследовании:
Запомним максимальное количество украинских мигрантов в Беларуси, определенное на основе анализа официальных данных — 25-30 тысяч — и перейдем непосредственно к дальнейшему рассмотрению фактов манипулирования и спекуляций на теме украинских беженцев. При этом будем учитывать, что лишь незначительная часть переселенцев из Украины имеет официально подтвержденный статус вынужденного мигранта (2694 чел.).
Хронология продолжающегося раздувания «мыльного пузыря»
После обнародования предыдущего расследования в ноябре 2016 года было сделано множество официальных заявлений и публикаций, в которых чрезмерно завышенное количество украинских переселенцев в Беларуси продолжало расти, достигнув отметки в четверть миллиона (!) человек. Однако спустя непродолжительное время риторика вернулась в свое «привычное» русло трехлетней давности с заявлениями о 160 тысячах украинцев.
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) в своих оперативных обзорах продолжило указывать все возрастающее число украинских граждан, запросивших предоставление статуса беженца или находящихся в поиске других форм законного нахождения в Беларуси. Если это цифра в отчете за декабрь 2016 года составляла 148 549 человек, то в январе 2017 года «приросла» на 318 человек и составила 148 867 человек. Однако уже в феврале 2017 года указан просто невероятный прирост – 244 621 (!) человек (архив).
Одним росчерком пера количество населения Беларуси было увеличено более чем на 2,5 процента, кроме этого значительно изменен его этнический состав.
В феврале 2017 года война на Востоке Украины имела, как и сейчас, преимущественно позиционный характер. Серьезное обострение боевых действий произошло в районе Авдеевки, кроме этого не утихали бои в районе шахты Бутовка, на Светлодарской дуге, около Бахмутской трассы, в районе Широкино и на других участках фронта. Ограничивались они захватом «серых» зон и попытками укрепления на определенных направлениях. Никаких полномасштабных боев, которые могли привести к наплыву в Беларусь всего лишь за один месяц более 95 тысяч беженцев, не было.
3 февраля 2017 г. во время общения с представителями общественности и СМИ правитель Беларуси А.Г. Лукашенко эмоционально заявил о 170 тысячах украинских граждан в Беларуси:
«Я иногда смотрю на Европу, и мне больно становится из-за того, что там происходит, и за тех руководителей. Стенают, плачут, делят этих беглецов по 500 человек, по тысяче человек… Хотя Прибалтика, страны Восточной Европы упираются: нет, мы не пустим тысячу человек. А я сижу и думаю: боже мой, мы за два года из Украины приняли 170 тысяч! Я мгновенно подписал указ, и мы им предоставили все условия, как белорусам. 170 тысяч. Господь увидит, где-то, может быть, и нам поможет. А они там за тысячу спорят».
Однако уже 21 апреля 2017 г. в послании беларускому народу и Национальному собранию Лукашенко заявляет о пребывании на территории Беларуси 160 тысяч украинских переселенцев (архив):
«Украина — не просто наш сосед, это братская нам страна, братский народ. Мы приняли у себя более 160 тысяч переселенцев.”
Фото: president.gov.by
20 июня 2017 г. представитель УВКБ ООН в Беларуси Жан-Ив Бушарди (Jean-Yves Bouchardy) как и ранее вновь упомянул о 160 тысячах гражданах Украины, переехавших с началом конфликта в Беларусь, не применув при этом добавить, что это якобы уже общеизвестный факт, практически трюизм. Однако это данные кардинальным образом отличаются от официальных данных его же Управления о якобы четверти миллионов украинцев в Беларуси (архив):
«Границы для лиц, иностранцев, ищущих убежище, должны быть открыты. Это соблюдение международных стандартов, и мы, как агентство ООН по делам беженцев, благодарны усилиям Беларуси. То, что предпринимает страна в этом направлении: и как в плане практических аспектов, приёма иностранцев, ходатайствующих, и как площадка для урегулирования ситуации в Украине. Не секрет, что чуть более 160 тысяч граждан этой страны в целом въехали с началом конфликта на территорию Беларуси».
Представитель УВКБ ООН в Беларуси Жан-Ив Бушарди | Белсат
Характерно, что уже буквально через полгода, в январе 2018 года в интервью изданию «Завтра твой страны» он допускает колоссальную разбежку в цифрах (архив):
«Беларусь провела достаточно хорошую работу в отношении принятия большого количества граждан Украины. Но число обратившихся за защитой значительно меньше тех, кто переезжал из Украины в Беларусь — чуть больше 2 тысяч человек. Всего в Беларусь въехало около 100-150 тысяч украинцев».
К распространению информации о чрезмерном количестве украинских переселенцев в Беларуси подключилось также и Беларуское общество Красного Креста, непосредственно контактирующее с вынужденными мигрантами. Генеральный секретарь этой организации Ольга Мычко в конце июля 2018 года также заявила про 160 тысяч украинских переселенцев, правда, с небольшим уточнением, что не все украинцы из этого числа остались на территории Беларуси (цитируем государственное издание «Звязда»):
«Як адзначыла Вольга Мычко, большасць пытанняў, звязаных з міграцыяй, і адпаведны ўклад Чырвонага Крыжа сфарміраваліся ў 2014 годзе, калі павялічыўся паток вымушаных перасяленцаў з Украіны. Каля 160 тысяч украінцаў былі перамешчаныя на тэрыторыю Беларусі — але гэта не азначае, што ўсе яны засталіся, многія прыязджалі і пакідалі нашу краіну, растлумачыла генеральны сакратар».
25 октября 2018 г. пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз на брифинге в Минске, комментируя заявление главы внешнеполитического ведомства Украины Павла Климкина об опасности посещения украинцами Беларуси, заявляет следующее (архив):
«Нет смысла комментировать эту, мягко говоря, небылицу. Давайте спросим у 160 тысяч украинских беженцев, которые в разное время прибыли в нашу страну, — где им безопаснее жить, учиться и работать.»
Пресс-секретарь МИД РБ Анатолий Глаз / Белапан
Отдельно следует отметить, что любой сотрудник дипломатической службы, а уж тем более глава пресс-службы, при общении с представителями СМИ обязан не предвзято сообщать фактическую, достоверную, полную и объективную информацию, ведь одной из задач является информационное обеспечение внешнеполитического курса и формирование при помощи медиа общественного мнения. Соответствует ли всем перечисленным критериям Анатолий Глаз, назначенный на эту должность 11 июня 2018 года? – На данный вопрос читатель вполне может ответить сам.
На следующий день, 26 октября 2018 г., на встрече с Президентом Украины Петром Порошенко в Гомеле во время проведения Форума регионов Беларуси и Украины Лукашенко приводит данные уже о 150 тысячах украинцев (архив).
Фото: president.gov.by
Информационные манипуляции продолжаются и в 2019 году. 14 января во время встречи с Виктором Медведчуком – политиком с ярко выраженными пророссийскими взглядами и интересами – Лукашенко предельно четко заявляет следующее (архив):
«И в начале этого конфликта по нашим данным, а мы четко вели учет, до 150 тыс. человек хлынул поток из Украины. И мы предоставили им равные условия и права с нашими белорусами. Хотя тогда было непросто. Но, слава богу, все обошлось. Кто-то назад вернулся, кто-то ездит туда-сюда, а кто-то обосновался, живет и работает здесь как наши близкие, родные люди. Есть и негативные факторы событий, которые там происходят. Я об этом публично всегда говорю».
Фото: БелТА
18 января 2019 г. в видеорепортаже на телеканале «Беларусь 1» государственной Белтелерадиокомпании, посвященному встрече Лукашенко с главами беларуского внешнеполитического ведомства разных лет, вновь заявлено об около 150 тысячах украинцев, выбравших Беларусь в качестве убежища от войны.
Скриншот видео телеканала «Беларусь 1»
Показательно, что помимо тиражирования этой информации, его авторы как в видео, так и в текстовой версии почему-то указывают дату начала военного конфликта в Украине в 2009 году, т.е. еще в бытность президента Виктора Ющенко. По всей видимости, сказывается износ государственной информационно-пропагандистской машины.
Возможные цели манипуляций на теме украинских беженцев
Проведенное расследование показывает, что ранее выявленная недостоверная информация несмотря на общественный резонанс продолжает активно циркулировать в заявлениях государственных чиновников и функционеров крупнейших международных организаций. Вполне возможно, что эта, во многом согласованная политика совместных действий, обусловлена как намерениями показать большую значимость Беларуси на международной арене, так и мотивированием международного сообщества на оказание целевой донорской помощи. Так, например, в 2017-2018 годах УВКБ ООН нуждалось в финансировании своей программы помощи вынужденным мигрантам из Украины в размере $68,8 млн, из которых по имеющимся данным получены порядка $31,2 млн (1, 2).
Финансирование программы по вынужденным мигрантам из Украины по состоянию на 07.11.2017 г. и 13.12.2018 г. / Источник: www.refworld.org
Несомненно, это весьма значительные финансовые средства, определенная часть которых предположительно была выделена и беларускому представительству УВКБ, которое, например, только на 2015 год запрашивало свыше $2 млн.
Использование недостоверной информации государственными деятелями Беларуси может преследовать сразу несколько геостратегических целей. Одной из них безусловно является закрепление на мировом уровне формального статуса государства – одного из мировых лидеров по количеству вынужденных мигрантов. Вкупе с позиционированием Беларуси в качестве донора региональной безопасности на фоне обслуживания «переговорных процессов» по Карабаху и по Донбассу наделяет государство дополнительными преференциями на международной арене.
Кейс с чрезмерным количеством украинских беженцев в Беларуси, безусловно, рассчитан и на внутреннее потребление. Государственная пропаганда весьма активно используется миф о Беларуси, как о пресловутом островке стабильности и благополучия в бушующем кризисами и конфликтами мире, куда якобы устремляются граждане из неблагополучных стран.
Беларуская служба InformNapalm продолжает следить за официальной статистикой и использованием государственными политиками и функционерами международных организаций манипулятивных практик и дезинформации, а также информировать об этом общественность.
Уверены, наши коллеги из StopFake также проявляют интерес к фактам продолжающихся спекуляций, фейков и открытой дезинформации на теме украинских беженцев в Беларуси.
Редактор беларуской службы
международного разведывательного сообщества InformNapalm
Денис Ивашин.
Во время использования информации активная ссылка на источник обязательна
(Creative Commons — Attribution 4.0 International — CC BY 4.0)
Жмите репост и делитесь с друзьями.
Подписывайтесь на страницы сообщества InformNapalm в
Фейсбук / Твиттер / Telegram
и оперативно получайте информацию о новых материалах.