В нескольких странах ЕС в последние годы появляются различные группировки самообороны, которые поддерживаются Российской Федерацией; одна из таких групп действует, например, в Болгарии. Центральная Европа также затронута подрывной работой враждебного государства. Этот текст посвящен возникновению и деятельности так называемого ополчения в Чехии и Словакии.
Для того чтобы понять нынешние события в Центральной Европе в расширенном контексте, необходимо вернуться в сравнительно давнее прошлое – в начало 1990-х годов, когда по инициативе тогдашнего руководства государств Вышеградской группы, включая Чехию и Словакию, с их территории были выведены советские войска. Упомянутый пореволюционный период был преисполнен надежд и определенной эйфории, но в наступившей суматохе о многих важных вещах забыли. Большую проблему представляло собой временное отсутствие чешской и словацкой разведки, поскольку прежнюю «Государственную безопасность» (StB), которая подчинялась Москве, расформировали практически без предупреждения, а новую организацию аналогичного типа строили на пустом месте – в то время создавалась Федеральная служба безопасности FBIS, которая после распада ЧСФР (Чехо-Словацкой Федеративной Республики) трансформировалась в чешскую BIS и словацкую SIS.
В этот же период имел место вполне успешный вывод войск, но при этом было совсем забыто о разветвленной советской агентурной сети, которая в Чехословакии, а после – в Чехии и Словакии – осталась и более или менее беспрерывно работала и в дальнейшем. В девяностые годы некоторые советские, а после – российские агенты принимали участие в «прихватизации» и разворовывании государственных предприятий. После 2000 года ситуация на некоторое время притормозилась – вплоть до 2004 года, когда Чехия вступила в ЕС. В тот же период чешское правительство начало переговоры с США о размещении на территории Чехии радара противоракетной обороны. Это очень не понравилось России, и приблизительно в 2006–2007 году деятельность российской разведки в ЧР значительно активизировалась, что в конце концов, действуя в том числе через объединение граждан «Нет военным базам», управляемое Посольством РФ в ЧР, позволило сформировать общественное мнение, направленное против размещения радара. В конце концов США отказались от своей идеи.
Период до 2001 года – не очень длительное время относительного спокойствия, когда деятельность российских спецслужб проходила более или менее скрытно, например в виде внедрения агентов в различные общественные и некоммерческие организации. Приблизительно в 2012 году в Чехии создается Facebook-группа, а потом – общественная инициатива «Чехословакские военные запаса против войны, планируемой командованием НАТО». Организация действовала преимущественно в соцсетях, время от времени устраивая для своих членов своеобразные военные учения.
В 2013 году в Словакии создается группировка «Словацкие призывники» (Slovenskí branci). Ее членами являются преимущественно молодые мужчины в возрасте 17–19 лет. «Призывники» проходят специальное обучение в России прямо в спецназе ГРУ, а после возвращения в Словакию продолжают обучение, иногда – под руководством военного инструктора, который время от времени приезжает в Словакию преподавать российское боевое искусство «Система». Важно вспомнить также проект «Орион», который маскируется под платформу, пропагандирующую здоровый образ жизни, а в действительности играющую роль прикрытия для вербовки других боевиков. О деятельности «Словацких призывников» рассказывал журнал Týden еще в 2015 году.
Тем временем в Чехии организация «Чехословацкие военные запаса…» распадается. Почти сразу после этого создается новая организация под названием «Национальная самооборона» (Národní domobrana). Ее лидер – офицер армии ЧР в отставке, ветеран Афганистана, доктор медицины Марек Обртел, ранее входивший в состав руководства «Чехословацких военных запаса…» Но доктор Обртел – это только лицо для прессы, в действительности организацией руководят другие люди: не очень известный общественный активист Владимир Прокеш и активистка-«народница» Соня Чиффари. Эти двое поддерживают личный контакт с левым активистом Михалом Улвром, прямо связанным с Посольством РФ в ЧР, о чем он не стесняется открыто заявлять чешским СМИ (журнал Respekt от 29 марта 2015 года). Кроме того, у организации имеются связи с политической партией «Национальная демократия» (Národní demokracie) сильной националистической ориентации, лидером которой является общественный активист и «народник» Адам Беньямин Бартош. «Национальная самооборона» очень активна в соцсетях. Весной нынешнего года она направляет свою делегацию на сепаратистские территории Восточной Украины и детально информирует о ходе визита своих подписчиков в Facebook, включая видео с пресс-конференции, доступное на русском языке.
Во время визита делегация чешских ополченцев, в числе прочего, «училась защищать сепаратистскую республику». После возвращения с неконтролируемых территорий на востоке Украины «Национальная самооборона» обнародовала пресс-релиз, в котором заявила об открытии в г. Острава Информационно-культурного центра ДНР/ЛНР, внештатным консулом которого была назначена Нела Лискова – пиар-представитель организации «Народная самооборона» (сообщение на сайте «Министерства иностранных дел ДНР», видео с пресс-конференции. – Добавлено переводчиком). При этом создание центра, судя по всему, чистой воды пиар-акция, поскольку по указанному адресу находится полуразрушенное строение в плохом техническом состоянии, где невозможно вести какую бы то ни было информационную или культурную работу.
В эмблеме организации «Национальная самооборона» – волчья голова, как и в болгарском объединении того же сорта. И хотя деятельность «Народной самообороны» производит впечатление только медиа-операции, никто не способен спрогнозировать, какое направление эта враждебная, подрывная работа РФ в Чехии примет в будущем. Что касается организации «Словацкие призывники», то она еще более опасна, учитывая тот факт, что ее члены прошли военное обучение в спецназе.
Чешские и словацкие политики проблему «ополчения» предпочитают вообще не комментировать, а если и делают это, то бегло и очень уклончиво. Еще одна проблема – популизм некоторых чешских и словацких политиков, использующих страх общественности перед беженцами: они своими популистскими заявлениями часто подыгрывают российской пропаганде. Структуры безопасности обеих стран – как полиция, так и спецслужбы – в этой ситуации оказываются почти беспомощными.
(CC BY 4.0) Информация подготовлена специально для сайта InformNapalm.org, при перепечатке и использовании материала активная ссылка на наш проект обязательна.