Гибридная война – давняя стратегия России на постсоветском пространстве. Грузия впервые столкнулась с ней в 1992 году, когда Москва спровоцировала ряд конфликтов на ее территории. Это в конечном итоге привело к хорошо спланированному вторжению России в 2008 году и окончательному отделению Абхазии и т. н. Южной Осетии.
Ползучая оккупация грузинских земель продолжается, и «административные границы» между оккупированными территориями и регионами, которые контролирует Тбилиси, меняются до сих пор. Столбы на линии оккупации «Республики Южной Осетии» российские пограничники сдвигают все дальше и дальше вглубь грузинской территории.
Гражданское волонтерское движение «Сила в единстве», организованное в середине прошлого года, чтобы предотвратить новые захваты грузинской земли, патрулирует демаркационную линию уже в течение 16 месяцев.
В начале ноября патруль заметил новые столбы, установленные осетинскими пограничниками на 50 метров вглубь территории свободной Грузии. Ситуация вновь обострилась 5 декабря, с появлением на новой демаркационной линии пограничников оккупанта. Напряжение сохраняется. Добровольцы не намерены сдаваться и готовы противостоять.
Ползучая оккупация и террор
Линия разграничения, утвержденная после пятидневной войны между захваченными регионами и территорией Грузии, контролируемой Тбилиси, постоянно меняется. Грузины называют ее линией оккупации. Наблюдатели из Мониторинговой миссии ЕС используют более нейтральный термин – «административная граница». Россияне утверждают, что это государственная граница. На территории т. н. Южной Осетии создано 20 российских военных баз.
Длина оккупационной линии составляет 418 км. Длина заграждений, которые появились с 2011 года и по настоящее время, составляет 53 км. Местами заграждения представляют собой забор, местами – колючую проволоку. А иногда эта колючая проволока отделяет дома людей от их садов и огородов или проходит через села. С 2008 года демаркационная линия на территории Грузии передвигалась более 50 раз. По мнению международных наблюдателей, количество зеленых знаков «Внимание! Государственная граница!», установленных российскими пограничниками, уже превышает 200.
Жители оккупированной территории и сел в непосредственной близости от линии оккупации становятся жертвами постоянных нападений, террора, арестов и вымогательств. Массовой стала практика похищения граждан Грузии в обмен на выкуп. Критическая точка былa достигнута в феврале 2018 года, когда оккупанты похитили, жестоко пытали и убили гражданина Грузии Арчила Татунашвили.
В марте 2018 года парламент Грузии принял резолюцию о грубых нарушениях Российской Федерацией прав человека на оккупированных территориях Абхазии и Цхинвали и закон Отхозории – Татунашвили, названный именами двух жертв. Началось формирование пакета санкций «Отхозория – Татунашвили», который предусматривает санкции против лиц, обвиняемых и осужденных за убийство, похищение людей, пытки и жестокое обращение с грузинскими гражданами в оккупированных регионах, а также против тех, кто укрывает таких лиц.
21 августа 2018 года департамент юстиции Грузии от имени страны подал в Международный суд в Страсбурге третий межгосударственный иск против Российской Федерации за нарушение Европейской конвенции, в частности ст. 2 (право на жизнь), ст. 3 (запрет пыток), ст. 5 (свобода и безопасность) и других. Грузия представила в Страсбургский суд необходимые доказательства, уделив особое внимание убийству трех грузинских граждан.
Девятнадцатилетний Дaвид Башарули был арестован 14 июля 2014 года «южноосетинскoй милицией» и исчез. Позже пошли слухи о его убийстве милиционерами. Семья безуспешно искала сына долгие месяцы. Через полгода полуистлевшее тело юноши обнаружили подвешенным на дереве между селами Аxалгoри и Икoти. Местные жители утверждают, что тело туда привезли специально, иначе его нашли бы гораздо раньше.
Тридцатилетний Гига Отхозория был убит 19 мая 2016 года пограничником самопровозглашенной Республики Абхазия на территории, которую контролировала Грузия, в ceле Xypча. Отхозория пытался передать продукты своим родственникам на территорию, подконтрольную сепаратистам, но отказался дать взятку абхазским пограничникам. Чтобы избежать конфликта, Гига вернулся обратно. Aбхазские пограничники преследовали его до соседнего кафе, и один из них убил мужчину шестью выстрелами в упор. Убийство было записано на камеру. Грузинский суд приговорил yбийцу заочно к 12 годам заключения, но абхазская и российская стороны отказались выдать его Грузии.
Тридцатипятилетний Арчил Татунашвили был задержан вместе с еще двумя грузинскими гражданами и доставлен в следственный изолятор Цxинвали, где был убит. В Цхинвали утверждают, что Татунашвили упал с лестницы в изоляторе, его доставили в больницу, где он и умер от сердечной недостаточности. В течение 26 дней оккупационная власть отказывалась выдать тело семье убитого. Наконец, тело вернули, изъяв внутренние органы. Эксперты грузинского Национального бюро судебно-медицинской экспертизы в присутствии эксперта из Международного центра реабилитации жертв пыток и насилия описали более ста повреждений – ожогов, переломов и т. д. – и пришли к выводу, что убитый перенес жестокие пытки.
Европейский парламент принял резолюцию об оккупированных территориях Грузии через десять лет после российского вторжения.
Общественный патруль
«Сила в единстве» – это общественное движение против оккупации, не связанное ни с одной политической силой. Грузинские активисты объявили о намерении круглосуточно патрулировать оккупационную линию в июле 2017 года, когда т. н. Южная Осетия вновь переместила указатели в районе ceлa Бершуети на 500 метров вглубь грузинской территории, захватив еще 10 га земли.
«Цель нашего патрулирования – своевременная регистрация активности российских пограничников и технических групп с целью информирования международного сообщества», – заявил грузинский актер и глава Федерации рафтинга Грузии, один из инициаторов движения Давид Кацарaва.
В течение 16 месяцев с начала патрулирования в запрещенной зоне далеко в лесу было обнаружено 1000 метров ограждения, установленного без предоставления какой бы то ни было информации.
В начале ноября начался очередной перенос оккупационной линии вглубь грузинской территории в районе села Атоци. Пограничники оккупантов начали устанавливать столбы для забора на расстоянии 50 метров от линии разграничения, чтобы захватить еще более 30 гектаров грузинской земли. К счастью, вскоре на место прибыли активисты «Силы в единстве», которые смогли остановить этот процесс.
С 7 ноября они патрулируют территорию, чтобы предотвратить захват земли. В течение нескольких месяцев эти столбы просто стоят, нa них даже нет колючей проволоки, а активисты наблюдают за территорией и готовы сразу же фиксировать нарушения. Все стороны конфликта были проинформированы о присутствии наблюдателей и их намерениях. Сейчас команда из пяти-семи человек патрулирует линию, но в организации достаточно людей, готовых прибыть на помощь в случае обострения ситуации.
B интервью с Егором Куроптевым в программе «Пограничная ZONA» Давид Кацарaва заявил о своей готовности противодействовать оккупантам всеми доступными средствами:
«Мы не отступим, это наша земля, и мы обязаны ее защищать…
Если мы увидим инженерные машины и людей, готовых поставить следующий столб, мы сразу же станем на линию, и они должны будут или стрелять в безоружных людей, или устранить нас каким-то другим силовым путем…
Если будут стрелять, то мы на это готовы. Идейно мы готовы встать под пули. И несмотря на то, что у нас сегодня в руках нет оружия, это не значит, что внутренне мы не готовы смотреть на дула их автоматов. Наша решимость сильнее их оружия, их автоматов и их пуль. Я уверен, что если они осмелятся в нас выстрелить, завтра нас будет не пять человек, а пять тысяч… Чтобы задержать нас, они должны забрать нас на свою территорию. А мы с ними не пойдем, для нас лучше получить пулю, чем идти с ними… поэтому им придется стрелять… Зная, что палачи цхинвальского режима могут сделать, мы живыми им не дадимся».
Министерство иностранных дел Грузии в официальном заявлении осуждает незаконные действия российского оккупационного режима в Цхинвальском регионе и призывает международное сообщество адекватно реагировать на новые посягательства оккупанта.
Установку заграждения из колючей проволоки у села Атоци осудили и США, и Великобритания. Эти страны заявили о своей твердой поддержке суверенитета и территориальной целостности Грузии. 5 декабря группа российских оккупантов снова появилась вблизи Атоци. Как и во время первой встречи с патрульными активистами, они молча выслушали сообщение грузин. Напряженность в районе нарастает.
Как Шида Картли стал «Южной Осетией»
Грузины называют свою страну Сакартвeло (земля картвелов) – от Картли, названия однoгo из основных историко-географических регионов Грузии, колыбели ее государственности. Так называемая Южная Осетия признана только Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Тувалу и Науру. Она занимает часть грузинского региона Шидa Картли (Центральный Картли). Грузины для т. н. Южной Осетии обычно используют название Самачабло – от фамилии семьи князя Мачабели, правившей этими землями до 1801 года. Тогда Российская империя начала присоединять к себе грузинские княжества, и этот процесс продолжался до 1864 года.
В мае 1918 года Грузия провозгласила независимость, признанную Москвой по договору 1920 года. Но уже через несколько месяцев, в конце февраля 1921 года, Красная армия после тяжелых боев оккупировала Грузию и включила ее в состав Советского Союза. В апреле 1922 года в рамках Грузинской ССР был сформирован Южноосетинский автономный округ.
С началом распада СССР напряженность в регионе возросла, что привело к принятию Верховным Советом Грузинской ССР решения об отмене осетинской автономии. После выхода Грузии из СССР в Южной Осетии, а также в регионax Абхазии и Аджарии возникают сепаратистские движения, которые поддерживает Россия. Несмотря на длительные вооруженные столкновения в течение 1991 и в начале 1992 года, Грузия не смогла установить контроль над этой территорией. В июле 1992 года, чтобы прекратить боевые действия, были заключены Дагомысские соглашения, а в зону конфликта были введены миротворцы.
После Революции роз и прихода к власти президента Саакашвили связи Грузии с Западом стали более тесными. В 2004 году страна согласовала Индивидуальный план действий партнерства с НАТО и присоединилась к совместным миссиям. В августе 2008 года pоссийские спецслужбы, используя своиx южноосетинскиx марионетoк, спровоцировали военный конфликт в регионе Самачабло. Россия заявила об операции по «принуждению к миру» и начала бомбить города и села Грузии, в страну вторглись российская армия и бронетехника.
Вследствие российской вооруженной агрессии на ее активной стадии погибли сотни грузин, больше 100 000 человек были изгнаны из своих домов. Общая сумма убытков оценивается в миллиарды. Около 10 000 российских солдат остаются в двух оккупированных регионах Грузии в нарушение мирного соглашения, подписанного 12 августа 2008 года российским президентом Дмитрием Медведевым. После пятидневной войны Россия признала сепаратистские республики Абхазию и Южную Осетию и оборудовала линию разграничения между территориями, контролируемыми Грузией, и отделеными от нее регионами, которые практически оккупированы Россией.
Кроме разрушенных намерений Грузии вернуть контроль над проблемными Самачабло и Абхазией, августовская война прервала путь страны в НАТО. И это несмотря на то, что Грузия – образцовый кандидат: oнa выделяет 2 % ВВП на оборону, участвует в миссиях НАТО намного активнее, чем некоторые страны альянса, и более двух третей грузин хотят, чтобы их страна вступила в ЕС и НАТО. Но присутствие российских войск сдерживает этот процесс.
А мировое сообщество, не отреагировав в свое время должным образом на российское вторжение в суверенную Грузию, сделало возможными новые военные авантюры кремлевского режима – в Украине и Сирии.
Материал подготовлен специально для InformNapalm.
Главное фото: smr.gov.ge
При использовании информации обязательна активная ссылка на материал.
(Creative Commons — Attribution 4.0 International — CC BY 4.0)
Делитесь с друзьями в соцсетях.
Присоединяйтесь к страницам InformNapalm в
Фейсбуке и Твиттере
и получайте оперативно информацию о новых метариалах.