
Автор статьи Георгий Молодини, руководитель Центра стратегической коммуникаций — Грузия. Впервые опубликовано Georgia Today.
Чего желает Россия?
Я уверен, что в большой стратегии первых лиц Кремля, то есть первых лиц субъектов современной Российской федерации, единая и экономически сильная Грузия — это серьезная головная боль. Грузия для Кремля остается черной дырой в отношениях между Западом и Востоком, а с точки зрения политической географии, серьезным препятствием в отношениях Севера и Юга (»Север» подразумевает Москву, у которой нет прямой сухопутной связи с Арменией, и потом уже, с ближним Востоком). Если короче, геополитику никто не отменял.
Для осуществления своих внутренних и внешних политических целей, Кремль часто применяет грубую военную силу — Чечня, Грузия, Украина, Сирия.
Москва также часто пренебрегает правами, которые приняты в международных отношениях, но не смотря на это, удачно умудряется остаться игроком — не давая государствам достаточного повода, чтобы полностью остаться исключенным.
Использование грубой силы в этом направлении не всегда целесообразно и не всегда возможно, но Кремль не перестает пытаться реализовать внешнеполитические цели, просто меняет оружие — ему очень знакомое и близкое.
Этим оружием является политическая игра против конкретного государства, то есть — ‘’политическая субверсия’’, где главный фокус это — информационно-психологические операции. То есть, похищения и убийства граждан Грузии, бордеризация, информационная атака на лабораторию Лугара, провоцирование сопротивлений в обществе, провоцирование ненависти к большинству со стороны этнического меньшинства — это часть информационно-психологической кампании, которая является войной против Грузии, с целью подорвать государственность страны.
Информационное измерение гибридной войны России против Грузии
Тут дело чисто в коммуникационном процессе, где люди пытаются управлять ситуацией, изменить и\или улучшить реальность с помощью информации.
Для управляющих данными операциями современное информационное пространство только упрощает способность влияния на массы людей, индивидов и групп.
Даже поверхностный анализ информационной политики Российско-Украинской и Российско-Грузинской войны и послевоенного периода делает очевидным, что главной целью военно-политической элиты РФ являлось повлиять на процесс принятия решений управляющих страной, ослабить боеспособность вооруженных сил и подорвать желание общества оказывать сопротивление.
Данные цели и активность со стороны России до сих пор актуальны.
В долгосрочной перспективе, какие цели у российской гибридной войны в Грузии?
- искоренить идеологические и политические ценности, либо сформировать новые
- повредить систему образования и коммуникаций
- »коррекция» психологического, культурно-политического бытия.
Насколько эффективно отвечает государство?
Я не соглашусь с мнением, что эффективность правительства нужно оценивать с точки зрения их ответа на нападение на лабораторию Лугара.
Во первых, нападение на т.к ‘’лабораторию Лугара’’ это задача стратегического уровня, а не цель. Этими и похожими способами Кремль пытается повысить давление на правительство, чтобы ввести в заблуждение лица, ответственные за принятие решений.
К примеру, ведение политической торговли, абсолютно невыгодной для грузинской стороны, с целью снизить давление по теме лаборатории, достигнуть договора об уступке, и во вторых, запугивание грузинского общества — с помощью пропагандирования силы Кремля и беспомощности грузинского правительства.
Вообще, сеять страх в обществе и вызывать ощущение беспомощности — это главные компоненты российской информационно-психологической войны. С помощью разных методов и тактики Кремль пытается убедить грузинское общество, что противостоять Кремлю будет дорого стоить грузинской стороне.
Информационное нападение на лабораторию Лугара тоже средство для достижения цели. Если Кремлю удастся проникнуть в лабораторию с желаемыми условиями, это еще раз докажет неспособность грузинского правительства, и усилит убеждение той половины грузинского населения, которое считает, что ключи всех конфликтов в Кремле, и что нет смысла с ним сражаться и раздражать.
Но по правде, Кремлю не нужен повод для раздражения. До тех пор пока существует независимая Грузия, он будет раздражен.
Те, кто интересуется Российско-Грузинскими отношениями, знают, что если пересмотреть заявления сделанные военно-политической элитой Кремля по отношении к Грузии, можно выявить две основные черты способа коммуникации.
Это — цинизм и угроза.
В цинизме подразумевается, например, заявление президента РФ, где он говорит что, его отношение к грузинскому народу всегда неизменно доброжелательное, даже в такие сложные времена как Августовская война.
В этом случае, важно осознать причины его самоуверенности и оптимизма, что мы, как аудитория, примем его слова за правду. То есть, президент РФ верит, что он сможет повлиять на часть грузинского общества, среди них на представителей бизнеса, политики и общественной элиты.
Угроза — это второй индикатор отношения Москвы к Тбилиси. Первые лица РФ часто напоминают нам, что за большие и решительные шаги в сторону евроатлантической интеграции, мы можем быть строго наказаны.
Таким образом, с помощью навязывания своих нарративов, Кремль пытается повлиять на принятие политических решений своей целевой аудитории в Грузии.
В целом, нарративы цинизма и угроз должны вызвать главный, самый желаемый для Кремля результат на месте (on the ground) в Грузии — общество должно потерять боеспособность и уровень устойчивости. Растерянные, разделенные и нерешительные группы людей не должны суметь объединиться с идеями о — независимости, деоккупации, свободы.
Какова роль Легиона Информационной Обороны на этом пути?
Мэйр Элран (Meir Elran) из института исследований национальной безопасности (INSS) при университете Тель-Авива, говорит что последний анализ среды безопасности (на примере Израиля) доказывает, что национальная безопасность это больше, чем физическая безопасность. По его словам, в первую очередь надо обеспечить ментальную, социальную, культурную и политическую безопасность граждан.
Мэйр Эрлан подчеркивает важность образования и повышения осведомленности граждан, тем самым повышение их устойчивости — ‘’активное общество- это устойчивое общество, а пассивное – легко уязвима ‘’.
Тот факт, что устойчивость индивидов и разных социальных групп, это основа национальной политической устойчивости — то есть основа обеспечения самообороны и безопасности, выявлен в доктрине Лима Сюн Гуана, одного из создателей системы тотальной безопасности Сингапура. Согласно доктрине — ‘’Возможно, разделение общества будет вызвано социальным неравенством и поставит под вопрос единство Сингапура. Поэтому, стратегия тотальной безопасности Сингапура придает большую важность психологической обороне….Если у граждан Сингапура нет ощущения, что они должны воевать за свою страну, потому что, именно эта страна место для их лучшего будущего — всё остальное само с собой разрушится’’.
Легион Информационной Обороны (данный проект был создан при финансовой поддержке USAID и активной поддержке EWMI) с помощью активной, эффективной и регулярной коммуникационной стратегии пытается обеспечить безопасность информационного поля как можно большей части грузинского общества. Мы не ждем когда противник распространит очередную ложь с целью ввести в заблуждение людей и когда он заполнит своими посланиями пробелы в информационном поле. Мы пытаемся заранее уведомлять нашу аудиторию о реальных намерениях и целях противника. Мы стараемся внести свою долю в обеспечении безопасности граждан от социального, культурного и политического влияния.
Таким образом, Легион Информационной Обороны старается сыграть роль в строении единого, сильного и демократического государства.
Читайте также другие тематические материалы InformNapalm:
- Опознаны граждане Грузии, воюющие за «Арцах»
- Карабахский узел: Кто сильнее — Турция или Россия?
- РФ вводит в Нагорный Карабах 15-ю бригаду, гибридно воевавшую против Украины
- Стратегическая командно-штабная тренировка ОДКБ на Южном Кавказе (Документ)
- Доказательства агрессии РФ: на Донбассе обнаружили новый тип современной российской техники
- Волонтеры опубликовали масштабную интерактивную базу данных российской агрессии
- Раскрыт полный состав и вооружение самоходного артдивизиона боевиков 1-й ОМСБр
- 122-мм САУ «Гвоздики» и горы боеприпасов в 10 км от Марьинки
- Анализ документов «МГБ ДНР» и СММ ОБСЕ: вооружение и техника РФ на Донбассе
- Обстрелы на Донбассе активно осуществляют 3 подразделения гибридных формирований 1-го АК РФ
Партнер InformNapalm в Литве: Res Publica — Центр гражданского сопротивления
Распространение и перепечатка со ссылкой на источник приветствуются! (Creative Commons — Attribution 4.0 International — CC BY 4.0). Страницы InformNapalm в соцсетях: Facebook / Тwitter / Telegram.