В Татарстане (Российская Федерация) завершились учения Организации договора о коллективной безопасности «Нерушимое братство – 2021».
Сепаратисты Идель-Урала
В Казани разогнали митинг, спасли беженцев, освободили администрацию и уничтожили террористов. Все это – в рамках военных учений государств ОДКБ «Нерушимое братство – 2021». Про учения сообщает турецкое информационное агентство «Анадолу». Масштабное действо, в котором было задействовано пять вертолетов, десятки броневиков и 1800 бойцов, развернулось на полигоне Казанского танкового училища.
Легенда учений основана на реальных событиях – опыте боевых действий в Сирии, Нагорном Карабахе и даже в Беларуси, но адаптирована под регион Идель-Урал. Итак, согласно легенде учений, в одной из республик Идель-Урала произошел политический кризис, осложненный межэтническим взрывом: часть общества поддержала действующее правительство, другая – оппозицию, тоже разделившуюся на умеренную и радикальную.
Далее – вооруженный конфликт. Пока гуманитарная миссия занималась беженцами и эвакуацией пострадавших, российская военная полиция и внутренние войска Беларуси разогнали митинг вокруг блокпоста миротворцев. «В ходе подавления митинга были выявлены зачинщики и активисты беспорядка», – сообщили военные, отметив, что защитники режима Лукашенко эти навыки уже отработали во время уличных акций протеста в Минске.
Высадка десанта из вертолетов в лагере сепаратистов. Фото: Антон Райхштат, «Казанский репортер»
Кульминацией спецоперации по подавлению сепаратистского мятежа стал «штурм захваченного террористами здания администрации», для этого поселок взяли в тиски: справа выдвинулись военные из России, Армении и Таджикистана, слева белорусы, казахи и киргизы. Захватывать здание администрации отправили инженерный спецназ и авиацию. Коммандос высадились по тросам с вертолета, в лучших традициях остросюжетных фильмов. Для усиления эффекта на учениях задействовали даже дроны, о которых так часто говорят в свете применения турецких беспилотников в азербайджано-армянском и российско-украинском конфликтах. «Для усиления психологического воздействия на бандформирование проводится сброс листовок агитационного характера с помощью БПЛА «MAVIC». При этом беспилотники самих бандитов успешно выводили из строя с помощью новой антидрон-винтовки «Гарпун-3». Эти учения вообще отличались обилием военных гаджетов», – сообщает российское издание «Казанский репортер».
Законопроект Клишаса-Крашенинникова
Легенда учений активно обсуждается в татарских и башкирских телеграмм-каналах. Причиной настоящего взрыва эмоций среди российских тюрков-мусульман стали не только странные формулировки в официальных СМИ касательно «Нерушимого братства – 2021», но и политический фон, на котором отрабатываются навыки подавления народных выступлений в Идель-Урале.
Штурм позиций мятежников. Фото: Антон Райхштат, «Казанский репортер»
Учения проходили с 8 по 12 ноября, а в конце октября сенаторы Андрей Клишас и Павел Крашенинников внесли на рассмотрение Государственной думы РФ проект федерального закона о публичной власти, призванный заменить ФЗ-184 «Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти». Документ предусматривает существенное сужение полномочий регионов и расширение сфер влияния федерального центра, в отдельных сферах вводит прямое управление из Москвы, «обнуляет» сроки пребывания у власти руководителей субъектов федерации, обязывает руководителей регионов называться главами и устанавливает запрет на наименование «президент». Последняя норма была прописана специально под Татарстан, остающийся единственным субъектом федерации, где сохраняется институт президентства. Законопроект вызвал оживленные дискуссии среди автохтонных народов РФ, однако публично заявить свое несогласие с его положениями смогли только Татарстан, Саха-Якутия и Ненецкий округ.
Читайте также: Антон Дробович: Об историческом единстве в тюрьме народов
Флагманами сопротивления выступили две тюркские республики: Татарстан и Саха-Якутия. Парламент Татарстана единогласно проголосовал против законопроекта, а 11 из 15 депутатов от Татарстана не поддержали его в Госдуме. Хотя ближайший сосед Татарстана – Республика Башкортостан не решилась на подобный демарш – башкирские политики подверглись острой критике со стороны общественников. Более того, находящиеся в постоянной конфронтации с татарским национальным движением башкирские националисты публично поддержали руководство Татарстана и пристыдили башкирских политиков, назвав их «манкуртами-приспособленцами».
Столкновения российских силовиков с активистами башкирского национального движения на шихане Куштау в августе 2020 года завершились запретом крупнейшей башкирской организации («Башкорт»), многочисленными судебными процессами и приговорами. Однако организованность башкир до сих пор беспокоит Москву. Фото: Вадим Брайдов/ТАСС.
9 ноября законопроект Клишаса-Крашенинникова был проголосован в первом чтении. После его принятия во втором и третьем чтениях «президентская» новелла вступит в силу 1 июля 2022 года, и тогда до 1 января 2023-го Госсовет Татарстана должен изо всех местных законов, начиная с Конституции Республики Татарстан, изъять упоминание о «президенте Республики Татарстан». Иначе суд признает запрещенные слова противоречащими федеральному законодательству – президент РФ выносит предупреждение и через три месяца может распустить парламент Татарстана, к чему татарстанские депутаты действующего созыва явно не готовы и попытаются переложить «прогиб перед Москвой» на своих преемников – депутатов VII созыва, которых приведут к присяге в 2024 году. Вероятно, что для затягивания имплементации норм закона Клишаса-Крашенинникова парламент Татарстана обратится в Конституционный суд РФ.
Следующий шаг – ликвидация национальных республик
Сворачивание федерализма и усиление давления на национальные движения внутри РФ не оставляют сомнений в том, что переход России к унитарному государственному устройству не за горами. Об этом открыто говорят не только активисты национальных движений, но и местные политики. 25 октября 2021 года депутат Государственного Совета (официальное название парламента Республики Татарстан) от «Единой России» Ркаил Зайдуллин, известный в республике своими патриотическими взглядами на татарское национальное движение, заявил, что законопроект Клишаса-Крашенинникова – «шаг в направлении ликвидации национальных республик».
Ркаил Зайдуллин позволяет себе с трибуны парламента говорить о том, чего другие депутаты Татарстана боятся произнести даже в буфете Государственного Совета. «Идет уничтожение национальных основ республики», – Ркаил Зайдуллин во время выступления в парламенте РТ в 2019 г. Фото: Андрей Данилов. tatarstan.ru
Однако идея превращения РФ в Русское национальное государство упирается в ряд нерешенных проблем, главная из которых – демография. Дело в том, что самые опасные с точки зрения федерального центра республики (имеющие устойчивые центробежные настроения) демонстрируют стремительный рост доли автохтонов в структуре населения республик и сокращение численности этнических русских. Это в полной мере касается не только республик Северного Кавказа, но и Татарстана, Башкортостана, Саха-Якутии, Тывы. Даже поощрение глобального перемещения трудовых ресурсов (молодого трудоспособного населения этих республик) за пределы собственных этнических территорий не способно сломать эту тенденцию. Данные трудности принуждают Москву торопиться с реализацией основной задачи государственной политики РФ – ассимиляции нерусских и формирования российского народа не только с едиными политическими установками, но и с общей национальной идентичностью. Ключевой преградой на пути к этому амбициозному замыслу является федеральное устройство и наличие национальных республик, выступающих в роли политических и институциональных предохранителей от процессов ассимиляции.
Поливариативность сценариев
Как будет действовать Москва по отношению к национальным республикам? Единого мнения в среде политологов и этноконфликтологов не существует. Вероятны два сценария: а) мягкий; б) агрессивный.
При «мягком» сценарии федеральный центр будет последовательно сужать полномочия национальных республик и лишать их реального суверенитета, превращая в обычные области с собственными флагами и гимнами. Реализация этого сценария требует больше времени, однако несет меньше «взрывоопасных рисков» с точки зрения сопротивления национальных элит и общественности.
«Агрессивный» сценарий обещает быстрое и решительное решение проблемы «ленинского наследия» (федерализма), однако последствия трудно просчитать. Очевидно, что учения государств ОДКБ «Нерушимое братство – 2021» – это проработка одного из вариантов развития событий в рамках сценария «Б» («агрессивный»).
Читайте также: Стратегическая командно-штабная тренировка ОДКБ на Южном Кавказе (Документ)
Таким образом, Российская Федерация не только изучает вероятные сценарии развития событий на контролируемых территориях, но и готовится к переходу от федерального к унитарному государству. Слабость и отсутствие согласованной позиции и готовности к слаженным действиям на российском направлении внешней политики ЕС только поощряют Москву к реализации сценария «Б».
Российско-турецкие отношения также вышли из фазы острой конфронтации, что предполагает сдержанную реакцию Анкары даже в случае одновременной ликвидации всех тюркских республик РФ.
У Азербайджана есть собственные вызовы безопасности (в том числе и присутствие на азербайджанских территориях «российских миротворцев»), которые будут сдерживать Баку от нежелательной риторики.
Читайте также: РФ вводит в Нагорный Карабах 15-ю бригаду, гибридно воевавшую против Украины
Казахстан как член ОДКБ, по меньшей мере в обозримой перспективе, останется верным союзником Москвы. Однако в Казахстане стремительно меняется национальная структура населения, а значит растут и риски, связанные с интенсификацией неофициальных казахско-башкирских и казахско-татарских контактов. Казахстан для РФ – перевернутые песочные часы, где кристаллы песка – русское меньшинство, значение и влияние которого для казахской политики уменьшается с каждым десятилетием. Будущее российско-казахских отношений, а следовательно и гарантии невмешательства Казахстана в дела региона Идель-Урал, в значительной степени будут зависеть от той военно-политической ситуации, которая сложится в последующие 2-3 десятилетия вокруг Китая.
В настоящее время бойцы ОДКБ успешно ликвидировали угрозу снеговиков-сепаратистов. Фото: Антон Райхштат, «Казанский репортер»
При действующей власти Украина займет сдержанно-выжидательную позицию и воздержится от каких-либо политических шагов и заявлений, ведь у Киева отсутствует не только прогнозирование дальнейшего развития событий в РФ и подготовка операционных планов для разных сценариев – но и элементарное изучение Российской Федерации. При любом развитии ситуации в РФ – Украина будет неготова, а руководство МИД, СВР и СНБО будет заявлять, что «внимательно отслеживает ситуацию». Кроме того, в критический момент Москва обязательно задействует не только собственную агентуру в Украине, но и воспользуется контактами с Пекином, чтобы влиятельные лоббисты КНР в органах исполнительной власти парализовали любые шаги Украины, могущие нанести ущерб РФ в период ее турбулентности.
Что касается США, то их фобии, связанные с усилением КНР в случае дезинтеграции РФ, также не позволят им выступить союзниками центробежных движений на российских территориях. В рамках этой парадигмы Москва продолжает решительно затыкать голос не только российским тюркам, но и всем российским мусульманам, как только они поднимаются в защиту населения Восточного Туркестана. Для Кремля важно не допустить популяризации идеи о том, что новые государства, которые появятся на трупе России, будут проводить откровенную антикитайскую политику и, таким образом, они могут завоевать благосклонность международных игроков вроде США, Канады, Великобритании, Японии и Тайваня.
В отличие от Кремля и россиян, тюркские государства – члены ОДКБ, все более обеспокоены угрозой из Пекина. Среди казахов и киргизов растут антикитайские настроения. Фото: антикитайский митинг в Бишкеке, 2019 г. Вячеслав Оселедько, Радио Свобода.
Фактически ни татарам, ни башкирам, ни другим многочисленным нациям внутри РФ не стоит рассчитывать на внешнюю поддержку или даже благосклонность. Время для ликвидации национальных республик достаточно благоприятное. Вероятно, что окно возможностей будет открыто для Москвы еще не один год. В данных обстоятельствах Кремль верно определил главные угрозы: они исходят не извне, а изнутри. Следовательно, провокация, а в случае необходимости – организация руководимых выступлений в «шатких регионах» – лучшая стратегия для ликвидации политических угроз. Для отработки данных сценариев и нужны военные учения в Татарстане.
Публикацию специально для сайта международного волонтерского сообщества InformNapalm подготовил Павло Подобед, аналитик Центра исследования безопасностной среды «Прометей».
Читайте также другие тематические материалы на InformNapalm
- Волонтеры опубликовали масштабную интерактивную базу данных российской агрессии
- Волонтеры собрали доказательства участия 32 воинских подразделений ВС РФ в операции захвата Крыма
- Разведывательные данные о подразделениях 1-го и 2-го армейских корпусов РФ на оккупированном Донбассе
- SurkovLeaks (part 3): анализ переписки первого заместителя Суркова Инала Ардзинбы
- Аналитика ЦИБС «Прометей»: Как COVID-19 может повлиять на изменения политической карты мира
- Карабах и Донбасс: параллели между двумя минскими процессами
- О канале переброски беженцев из Сирии в Беларусь и патрулировании российских Ту-22М3