Обзор общей ситуации и настроений в Вооруженных силах России от InformNapalm
«Наш паровоз вперед летит, В коммуне остановка…»
Российские СМИ, освещающие военную тематику, в последние несколько дней пестрят громкими заголовками материалов об итогах учений «Кавказ-2016», формировании новой армии и дивизий на юго-западном направлении, в том числе соединения территориальной обороны в Крыму, принятии на вооружение модифицированных и новейших танков, а также укомплектовании военнослужащими-контрактниками 125 батальонных тактических групп. В то же время в ряде относительно независимых российских изданий мелькает немало информации, указывающей на проблемы как в оборонном ведомстве, так и в военно-промышленном комплексе России. Министерство финансов выступило с инициативой о сокращении военного бюджета России в ближайшие 3 года на 6%, чтобы сэкономить около 190 млрд рублей. Более того, 5 сентября премьер Медведев подписал постановление о корректировке государственного оборонного заказа и на нынешний, 2016 год. На этом фоне нередки и заявления правительственных чиновников и армейского руководства о переносе сроков поставки вооружения. Более детально об этом пишут «Свободная пресса» и «Военное обозрение«.
«Реальность — это вам не кино»
OSINT-команда сообщества InformNapalm провела мониторинг информации обывательского уровня, которую распространяют сами российские военные и их близкие в различных социальных группах и на форумах. По результатам анализа записей, переписки и комментариев вырисовывается довольно любопытная картина, которая обобщена ниже. Подчеркнем, что основной акцент при мониторинге делался на изучении данных от военнослужащих частей хваленого Южного военного округа. Хотя в других военных округах ВС РФ ситуация ничем не лучше, если даже не хуже.
На фоне кризиса, в который Россия сама себя загнала, пытаясь утолить имперские амбиции, уровень жизни российского обывателя сильно упал по сравнению с тучными нулевыми. Многие предприятия и мелкий бизнес находятся на пороге банкротства, уровень безработицы резко вырос. Но некоторая стабильность все еще сохраняется в силовых структурах государства, в частности в Вооруженных силах, где зарплаты офицеров и контрактников гарантируют их завтрашний день. Хотя с инфляцией рубля служба в армии становится все менее привлекательной, но на гражданке делать совсем нечего.
Офицерский состав российской армии в результате кризиса потерял не так много. Да, зарплата отцов-командиров в эквиваленте к доллару упала в два раза, но смышленые и выросшие в коррумпированной среде находят возможность компенсировать эти потери. Во многих войсковых частях ЮВО, укомплектованных солдатами-срочниками, в разы выросли поборы на «хозяйственные нужды» рот и батальонов. Еще одним источником дохода офицеров является вымогательство за поощрение, когда командиры всех уровней, от взводного до комбата (возможно, даже и комбрига), за выдачу положительной характеристики, грамоты или же за представление к награде берут денежную мзду. У штабных офицеров тоже есть свой лакомый кусок: во многих бригадах, где служат семейные контрактники, существует проблема служебного жилья, которую можно решить через штаб части, дав на лапу в среднем около 50 тысяч рублей.
В отличие от офицеров, нашедших способ не пострадать в кризис, жизнь контрактников не так радужна, как прежде. Если раньше средняя зарплата военнослужащего по контракту в зависимости от звания/должности/выслуги варьировалась в пределах 25–35 тысяч рублей и была эквивалентна 830–1160 долларам США, то сегодня она равноценна всего лишь 380–530 долларам. Конечно же, есть возможность получать надбавки, но эти выплаты связаны с фактором риска – украинскими или сирийскими командировками, отправиться в которые находится все меньше желающих.
По нашим данным, в некоторых соединениях ЮВО имели место факты массового увольнения контрактников по собственному желанию до истечения 3-годичного срока службы. Так, с 7-й российской военной базы (в/ч 09332, г. Гудаута, оккупированная Абхазия, Грузия) после возвращения из «ростовско-украинской командировки» в период с декабря 2014 года по февраль 2015 года уволилось более 200 контрактников. Примерно то же произошло год спустя, когда контракт расторгли около 400 военнослужащих этой же оккупационной военной базы. Та же картина наблюдается и в других соединениях округа: массовые увольнения зафиксированы в дислоцированных в Чечне и наиболее часто привлекаемых к «украинским командировкам» 17-й, 8-й и 18-й мотострелковых бригадах, комплектуемых контрактниками.
В стремлении восполнить эти потери военные комиссариаты и местные администрации российских регионов активно включились в работу по привлечению на службу новых кадров, в том числе в войсковые части ЮВО, куда непрерывно идет набор новых контрактников. Если раньше отбор кандидатов был довольно строг и во внимание принимались результаты медицинского освидетельствования, физическое состояние, опыт прежней службы, надежность и т.д., то теперь на службу берут всех изъявивших желание, в том числе ранее уволенных из-за несоблюдения контракта и даже судимых. Основной контингент, подверженный рекрутингу на контракт в ВС РФ, – это молодые мужчины в возрасте 21–25 лет, прошедшие в недавнем прошлом срочную службу и не нашедшие свое место на гражданке. Многие из них уже успели обзавестись семьями, и контракт становится для них единственной возможностью прокормиться на фоне кризиса и массовой безработицы.
По прибытии в войсковые части новичков-контрактников ждут сюрпризы: реальность оказывается намного суровее красивых картин, которые им рисовали в военкоматах. Это и проблемы с жильем, и отсутствие элементарных бытовых условий, и «добровольное» принуждение к нелегальным командировкам в горячие точки. Как следствие, многие контрактники уже на втором-третьем месяце службы расторгают договор и начинают процедуру увольнения из-за несоблюдения условий контракта. Те же, кто остается, со временем очень жалеют о том, что не последовали этому примеру.
Что тут говорить о солдатах-срочниках, для многих из которых один год службы становится сущим адом. Мало того что над ними издеваются старослужащие-контрактники – их еще и обирают офицеры. На все косяки срочников установлены определенные штрафные тарифы, а косяками считаются все неуставные прегрешения, от распития алкоголя до несанкционированного пользования мобильным телефоном. Кроме этого, как отмечалось выше, с солдат берут деньги на якобы хозяйственные нужды подразделений.
Более крупные денежные аферы прокручиваются на уровне командиров бригад и штабов армий и округов. Так, на 4-й российской военной базе (в/ч 66431, г. Цхинвали, оккупированный регион Самачабло (т.н. ЮО) Грузия) под тем предлогом, что вновь прибывшие солдаты не состоят в штате, их денежное довольствие за период от одного до трех месяцев попросту исчезает в никуда. Средняя зарплата солдат на военных базах составляет 11 тысяч рублей (эквивалентно 170 долларам). Если умножить эту сумму на количество призывников, приходящих на смену старослужащим в ротационный период, – то есть, к примеру, на 1000 человек – то только за месяц исчезающая сумма составит 11 млн рублей (эквивалент 170 тысяч долларов), и это только в одной войсковой части и только за счет аферы с довольствием призывников.
Также в войсковых соединениях ЮВО нередки случаи традиционной советской дедовщины со всеми ее атрибутами – мордобоем, доминированием некоторых землячеств, вымогательством и прочим. Высок и показатель смертности среди солдат-срочников. К примеру, только на 4-й оккупационной базе в последние несколько лет зафиксирована смерть шести призывников (по официальной версии, причинами этих инцидентов стали несчастные случаи и суицид).
Еще одна проблема – национальный вопрос. В последние несколько лет он вновь дал о себе знать. Примером тому является массовая драка военнослужащих одной из мотострелковых бригад в Чечне в феврале 2016 года между северокавказцами (чеченцы, дагестанцы, кабардинцы) с одной стороны и русскими (или же причисляющими себя к таковым) – с другой. Российская пропаганда, конечно же, постаралась представить этот случай бытовой потасовкой. Однако, по нашим данным, командование ЮВО после получения жесткой директивы из Генштаба начало поспешно избавляться от своенравных контрактников-кавказцев, увольняя их до истечения контрактов и заполняя эти вакансии более лояльными и не менее боеспособными нацменами – тувинцами, бурятами и калмыками.
Примечание: некоторые вопросы межнациональных отношений в войсковых соединениях ЮВО изложены в наших ранних публикациях – «Этнический состав оккупационных войск РФ в Крыму» от 30 марта 2014 года и «Национальные батальоны из состава Южного военного округа, ведущие боевые действия в Украине» от 29 августа 2014 года.
«А король-то голый»
Исходя из всего вышеизложенного, напрашивается вывод, что, несмотря на весь пафос и манию величия Кремля, реальная ситуация в Вооруженных силах России, как и в государстве в целом, не такая радужная, как ее представляет российская пропаганда. Последние действия России больше похожи на реакцию загнанного в угол зверя. Желание воссоздать былую советскую военную мощь приведет это государство к краху.
Формирование новых дивизий является не усилением, а, скорее, ослаблением нынешней боевой мощи. По нашим данным, в декабре 2016 года в 58-й армии ЮВО ожидается новая реформа, которая предусматривает переформирование нескольких мотострелковых бригад, дислоцированных в Чечне, в полки. То есть планируется сокращение с понижением уровня и последующее объединение в новую дивизию. А что представляли собой советские дивизии, все прекрасно помнят. В основном это были кадрированные соединения с большим недокомплектом личного состава, деятельность которых была ориентирована не на боевую подготовку, а на показуху во время многочисленных парадов.
В повседневной деятельности все имеющиеся силы бросались на обеспечение и поддержание огромной инфраструктуры и материально-технической базы этих монструозных соединений – с небезызвестным институтом прапорщиков-несунов, обеспечивающих беззаботную жизнь командного состава не только полкового и дивизионного уровня, но и армейско-окружного и выше.
Все это похоже на большой блеф Кремля, который, анонсируя возрождение на пустом месте былой военной мощи, с одной стороны, пытается запугать мировое сообщество, с другой же – лихорадочно ищет выход из тупика. Гарантируя теплые места у кормушки верным чиновникам и военным, Кремль рассматривает обычных смертных россиян как расходный материал («за ценой не постоим»), позволяющий удовлетворить «великорусские» амбиции. Это не означает, что мы недооцениваем врага, но, похоже, не так страшен черт, как его малюют.
Материал к публикации подготовлен на основании собственного OSINT-расследования. Автор Ираклий Комахидзе
(CC BY) Информация подготовлена специально для сайта InformNapalm.org, при перепечатке и использовании материала активная ссылка на авторов и наш проект обязательна.
Призываем читателей активно делиться нашими публикациями в социальных сетях. Вынесение материалов расследований в публичную плоскость способно переломить ход информационного и боевого противостояния.