«Пушечное мясо» — именно так можно охарактеризовать многочисленные российские добровольческие отряды, формируемые по всей России. Вместо того, чтобы «тратить» своих профессиональных военных, россияне сделали ставку на добровольцев-маргиналов, которые в мирное время не могли бы служить в регулярной армии.
Добровольцы – профессионалы или нет?
Относиться к российским добровольческим отрядам свысока не стоит. Степень ненависти к Украине и жажда легких денег гонит на войну с Украиной большое количество бывших рабочих охранных органов. Речь идет о бывших военных, вышедших на пенсию – практически все они так или иначе успели где-то повоевать, потому что россияне никогда не жили в мире. Сюда можно добавить бывших сотрудников милиции-полиции. Россияне активно привлекали сводные «милицейские» отряды во всех чеченских войнах. Командировка в Чечню и Дагестан – это обыденность российских полицейских.
К тому же после распада СССР россияне постоянно сокращали армию и «на вольных хлебах» оказались сотни тысяч бывших профессиональных военных. Кроме профессионалов на войну попадали сотни тысяч российских срочников, которым повезло повоевать в горячих точках.
Параллельно с сокращением армии россияне наращивали количество силовых структур – РосГвардия стала некой теневой армией, свои возможности развивала ФСБ, благодаря Шойгу перестраивалось и его «родное» МЧС. Сюда же можно добавить «парамилитарные» структуры типа казачков, многочисленные частные охранные компании и общую милитаризацию общества. Следовательно, людей с опытом владения оружием в России хватает.
Работа в силовых структурах была мечтой многих россиян из-за хорошего социального обеспечения, ранней пенсии и условно «легких» денег. Срочная служба в каких-нибудь десантниках открывала много социальных лифтов для россиян. В свою очередь, если кто-то вылетал по НУК (“невыполнение условий контракта”), то это ставило крест на карьере в государственных органах. Сюда добавляются формальные ограничения для принятия на работу в силовые органы – возраст, судимость, физическая подготовка, или же имеющееся увольнение по НУК.
Следовательно, за бортом официальных российских силовых структур оказались миллионы россиян, умеющих воевать и желающих повоевать именно против Украины (читай против «НАТО – Америки»). Не нужно умалять количество россиян, которые просто ненавидят Украину и украинцев за сам факт их существования.
ЧВК, БАРС, добровольческие отряды
С началом широкомасштабной войны с Украиной у россиян появляется отличная возможность повоевать, обходя официальные ограничения. Если ты более-менее профессионал, то иди в многочисленные ЧВК – это по сути те же государственные воинские части, с легким «коммерческим» прикрытием, но четко выполняющие в первую очередь государственные задачи. Есть ЧВК более приближенные к армии или более приближенные к другим органам. У них есть свои кураторы, часть военных в их рядах, скорее всего, кадровые «отпускники». Не надо питать иллюзий, что это частные компании.
Впоследствии к ним добавились люди из БАРС – боевой армейский резерв. Этакая попытка переписать и организовать всех готовых идти в бой в случае смягчения условий набора в армию.
Военные части начали предлагать короткие контракты, начали принимать на службу с возможностью дальнейшего возобновления даже уволившихся по НУК. Увеличили предельный возраст.
По субъектам федераций начали собирать добровольческие отряды – здесь вообще нет практически никаких ограничений. Было бы желание пойти повоевать, а соответствующий военный отряд найдется.
Зарплата в 200+ тысяч рублей в месяц, обещанные боевые, обещание засчитать стаж и получить статус УБД, всевозможные региональные и федеральные выплаты в случае ранения или смерти – все это мотивирует десятки тысяч россиян идти воевать с Украиной на «добровольческой» основе.
Юридические тонкости
И все же это пушечное мясо, поэтому и отношение соответствующее. С ЧВК все понятно – это формально коммерческая структура. Знал, куда шел. Если завтра такая ЧВК исчезнет, то и не к кому обращаться.
А вот с «барсами» и добровольцами все сложнее. Зачастую подписание контракта затягивают до последнего, когда человек уже находится на войне. Контракты подписывают либо с воинской частью, либо с отделом МО РФ, либо с Управлением МО РФ.
Но есть нюансы – в зависимости от контракта такой «контрактник» не военнослужащий, а всего лишь наемный работник МО РФ. Стандартные военные выплаты могут не выплачиваться. Вместо зарплаты идет материальная помощь благотворительному фонду.
Такой раненый россиянин может получить помощь не по линии МО РФ, а через Министерство социальной защиты.
Вот красивый ответ российских военных медиков для одного из наемников из подразделения БАРС-8:
“В связи с тем, что подразделение БАРС 8 не является войсковой частью МО РФ, медицинское обследование бойцов подразделения БАРС 8 военно-врачебными комиссиями МО РФ не правомерно”
Самые большие проблемы у таких добровольцев начнутся после войны. Может оказаться, что официально они не воевали, что они не ветераны, их военная часть была расформирована, а материальная помощь была разовая, региональные социальные выплаты будут сокращены. «Мы вас туда не посылали» – это они точно услышат от российских бюрократов, которым нужно будет оптимизировать бюджеты.
Ордена не заслужили
У многих русских добровольцев проблемы начинаются уже сейчас. Их полуофициальный статус не дает им таких же гарантий на социальную защиту как и официальным кадровым военным, поэтому самое интересное сражение начинается для многих после ранений.
Но какая-то часть русских добровольцев уже отвоевала свое. С первых дней войны в российские регионы потянулись первые «200-е» добровольцы. Хоронили их не так официально, как кадровых военных. Мемориальные доски с ними не вывешивают на школы, и их именами не называют улицы. Сюжеты о них редко появляются в местных СМИ.
Если «доброволец» имел воинское звание в запасе или когда-то имел отношение к армии, его могут наградить «Орденом Мужества» — это стандартная награда для российского кадрового военного. Иногда этот Орден могли получить отдельные ЧВК-шники – еще один признак “государственности” этих группировок.
Но добровольцы и «короткие» контрактники Ордена не заслужили. И действительно, если бы такой посмертный военный Орден начали раздавать всем добровольцам, тогда вопросы начали бы возникать у официальных военных, которые на социальной лестнице находятся выше добровольцев.
Поэтому в первые месяцы войны россияне хоронили добровольцев по-тихому и без государственных наград. Но количество потерь росло, поэтому российским властям пришлось как-то реагировать.
Медаль «За Отвагу» посмертно
Начиная с июля-августа мы начинаем фиксировать первые награждения российских добровольцев государственными отличиями посмертно. Вместо Ордена им посмертно выписывают Медаль «За Отвагу» – российскую копию еще советской награды, которую по уставу могут выдавать посмертно.
Вот несколько награжденных за последние недели:
- Карпенко Александр (из Волгограда, 52 года, активист ЛДПР, офицер-танкист, ветеран боевых действий в Приднестровье (уничтожен 02.07.22 – награждение 31.07.)
- Тулинов Константин (зек из ЧВК, уничтожен 14.07.)
- Иван Непаратов (ЧВК Вагнера)
- Романовский Александр (ЧВК Вагнера, уничтожен 01.08.)- Зариф Жанатаев (ветеран боевых действий, награждение 26.08.)
- Коков Валерий (награждение 26.08.)
- Маковеев Василий (Набережные Челны, 56 лет, погиб в мае – награждение 31.08.)
- Халиуллин Наиль (Набережные Челны, 49 лет, погиб в конце апреля – награждение 31.08.)
Нам посчастливилось найти фотографию одного из наградных приказов добровольцев №504сс от 28.07., в котором выныривают 15 посмертных награждений. По 10 из них удалось найти информацию, что это российские добровольцы первой волны (март-май):
Ось російські добровольці, які не заслужили Орден, а всього лише медаль:
- Белов Александр — ???
- Верхотуров Григорий (49 лет, уничтожен 29.04.) – бывший кинолог в МВД РФ, ОМОН на транспорте
- Гурьев Александр (40 лет, уничтожен 14.05.) – срочная служба в спецназе ГРУ, война в Чечне, работал в тюрьме
- Демин Сергей — ???
- Дисекенеев Юрий (скорее всего «Дисекенев», 38 лет, ориентировочно 14.06.) – «освобождал детей Беслана»
- Ерахтин Владислав (38 лет, похоронен 19.05.) – бывший прапорщик-десантник, пошел добровольцем
- Кухаренко Дмитрий — ???
- Маковеев Василий (56 лет, ориентировочно 31.05.) – когда-то служил в советской армии, доброволец
- Меренов Игорь (54 года, уничтожен 03.06.) – афган, Чечня, снайпер-добровольец
- Монгуш Адар-Дана (39 лет, уничтожен 02.05.) – программист, доброволец
- Никитин Алексей — ???
- Савченко Дмитрий (ориентировочно 08.05) – подполковник в отставке, доброволец
- Статилко Валерий (60 лет, уничтожен 24.04.) – майор запаса, ветеран ВС РФ/СССР, был в Косово
- Тропина Станислав (49 лет, ориентировочно до 03.06.) – просто доброволец
Скорее всего, в Кремле было принято решение награждать добровольцев государственными наградами рангом ниже, чем получают кадровые военные.